Что пилот чувствует при катапультировании: на такой ответ вы вряд ли рассчитывали

Про катапультирование часто рассказывают страшилки: дескать, пилот вряд ли переживает больше одного раза. Отчасти это так, но правда куда удивительнее.
Что пилот чувствует при катапультировании: на такой ответ вы вряд ли рассчитывали
Martin-Baker
Истории лётчиков, прошедших через этот опыт, варьируются от трагических до смешных.

«Когда я подносил палец к кнопке запуска катапульты, в моей голове крутилась мысль: не могу поверить, что я это делаю, — вспоминает Роджер Дейсли случай, когда у его учебно-тренировочного Lockheed T-33 Shooting Star загорелся двигатель. — Я был наслышан страшных историй и готовился к худшему, но для меня всё оказалось похоже на аттракцион в луна-парке. Потом я отделился от кресла, раскрылся парашют и я увидел со стороны, как самолёт задрал нос, потом перешёл в пикирование и скрылся в лесу». Когда Дейсли был доставлен в медчасть, у него выявили единственное повреждение — ушиб руки, возможно, о борт кабины в момент выброса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В мире немало пилотов, для которых всё обошлось благополучно

Тысячи военных лётчиков проходили через него два и более раз.

Но есть и такие, у кого остались неприятные воспоминания. «Представьте себе, что вы въехали в бетонную стену на машине на скорости 70 км/ч», — говорит Джим Тюрбер.

В момент старта под креслом вышеупомянутого T-33 взрывается патрон, по мощности примерно равный 40-мм артиллерийскому снаряду. В следующую секунду ему предстоит пережить перегрузку от 9 до 19g. Если перед катапультированием пилот не успел прижаться к креслу и сесть прямо, такая нагрузка может сломать позвоночник. Нередко пилоты в этот момент теряют сознание. А если выброс произошёл на большой высоте, то очнувшись, они почувствуют сильный холод.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Катапультное кресло Martin Baker.
Катапультное кресло Martin Baker.
NJR ZA, Wikipedia. CC3.0

Прибавьте к этому и психическое напряжение, ведь пилотов сильно накручивают рассказами о прошлых неудачных случаях, и это не может не давить на сознание. А также моральные колебания, связанные с потерей дорогостоящей машины и опасностью неуправляемого самолёта для тех, кто находится на земле.

Чтобы как-то разрядить напряжение и добавить толику юмора в ситуацию, производитель катапультируемых кресел Martin Baker организовал клуб Ejection Tie Club. Совершив катапультирование, пилот получает клубный галстук и значок, говорящий окружающим об исключительности его владельца.