Четкие инструкции: что должен сделать экипаж, если самолет упадет на вражескую территорию
Возможно, у них есть общие черты с правилами, действующими в ВВС США, которые описаны довольно подробно американскими пилотами-ветеранами.
Действительно, подбитый самолет может представлять ценность для неприятеля, поэтому предпринимаются усилия, чтобы не допустить утечки информации.
Одновременно с катапультированием пилота запускается процесс уничтожения самолета. Программное обеспечение и данные в памяти цифровых устройств стираются, срабатывают подрывные заряды, уничтожая ключевые части.
В большинстве случаев этого оказывается достаточно, но не всегда. Известно несколько эпизодов, когда самолет не разрушался полностью при падении. На этот случай существует альтернативный план. Предполагаемую точку падения самолета или вертолета «зачищают» крылатыми ракетами или авиацией. В крайнем случае могут отправить отряд спецназа на место падения.
Что касается пилота, в большинстве случаев он покидает машину еще в воздухе, а после приземления вовсе не мчится к месту ее падения, чтобы убедиться, что столкновение с землей превратило его в кучку металлолома. Наоборот, он постарается оказаться от места падения как можно дальше, чтобы не попасть в плен.
Система небезупречна
Во время попытки захвата террориста и экстремиста Усамы бен Ладена «морскими котиками» в 2011 году один из двух вертолетов совершил вынужденную посадку, при этом не все заряды сработали и в руки афганцев попал солидный кусок хвоста с ротором. Так мир узнал о первом применении в бою суперсекретного вертолета-невидимки Stealth Black Hawk.
Известно и несколько других случаев, некоторые из которых стали скандальными. Во время военных действий в Боснии, новейший F-117 был подбит сербским МиГ-29 и не был уничтожен после падения. Другой известный случай связан с уничтожением разведчика U-2 в 1950-х годах.
Не дать противнику завладеть секретной информацией — проблема, до сих пор нерешенная до конца. Но пилоты играют в ее решении лишь небольшую роль