Всего 2 случая в мировой истории: как опасный маневр «толчок Риснера» спасал жизни

Может ли один самолет помочь другому, неисправному, долететь до дома, подталкивая его сзади? Ответ положительный, но только если невероятные истории двух американских пилотов — это правда.
Всего 2 случая в мировой истории: как опасный маневр «толчок Риснера» спасал жизни
Image by S. Patrick Maiorka on Quora
По имени пилота Джеймса Риснера, его маневр вошёл в историю как «толчок Риснера».

Во время боевого вылета в ходе Корейской войны пара F-86E-10 «Сейбр» Риснера и его ведомого серьёзно потрепал зенитный огонь. Ведомому досталось больше: его самолет стал быстро терять топливо и было ясно, что до линии фронта он не дотянет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда Риснер и решился на маневр, не описанный ни в одном руководстве. Он приказал напарнику выключить двигатель, а потом пристроился к нему сзади, уперся носом в сопло самолета ведомого и толкал его почти 100 км.

При этом ведущий сам подвергался большой опасности: топливо и гидравлические жидкости из толкаемого самолета продолжали вытекать, заливая фонарь кабины и угрожая залить двигатель, а турбулентность, создаваемая им, нарушала режим работы двигателя. Поэтому, как только стало ясно, что ведомый может спрыгнуть с парашютом в море и вплавь добраться до берега, самолеты расцепились.

К сожалению, спасти напарника не удалось: тот утонул, запутавшись в стропах парашюта.

Толчок Риснера, реконструкция.
Толчок Риснера, реконструкция.
Image by S. Patrick Maiorka on Quora
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Толчок Пардо

История повторилась во время Вьетнамской войны с небольшими вариациями. Два F-4 Phantom II, управляемые капитанами Бобом Пардо и Эрлом Амманом, во время боевого задания были обстреляны ПВО Северного Вьетнама и самолет ведомого остался без топлива.

Отличаются лишь детали буксировки. Пардо попытался упереться носом своего истребителя в отсек тормозного парашюта, но ему мешала турбулентность, создаваемая самолетом Аммана. Тогда он приказал последнему опустить штангу с посадочным гаком и уперся в него основанием кабины, после чего напарник смог выключить двигатель. Гак несколько раз соскальзывал и Пардо приходилось заново к нему пристраиваться. К тому же, один из двигателей его «Фантома» тоже загорелся. Несмотря на сложности, паре удалось добраться до территории, где они смогли безопасно катапультироваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подтвердить рассказ пилотов невозможно

Обе истории могут быть продуктом пропаганды, направленной на укрепление боевого духа американских военных. В пользу этого говорят некоторые детали — неподтверждаемость фактов, странная похожесть во второстепенных деталях.

Но может быть и правдивой историей выдающихся летчиков, из которых один проявил смелость и находчивость, а второй внимательно изучил опыт пилотов предыдущей войны и умело применил. Правду мы узнаем, только если однажды будут опубликованы записи черного ящика единственного самолета, уцелевшего во всей истории — «Сейбра» Риснера.