Всего 2 случая в мировой истории: как опасный маневр «толчок Риснера» спасал жизни
Во время боевого вылета в ходе Корейской войны пара F-86E-10 «Сейбр» Риснера и его ведомого серьёзно потрепал зенитный огонь. Ведомому досталось больше: его самолет стал быстро терять топливо и было ясно, что до линии фронта он не дотянет.
Тогда Риснер и решился на маневр, не описанный ни в одном руководстве. Он приказал напарнику выключить двигатель, а потом пристроился к нему сзади, уперся носом в сопло самолета ведомого и толкал его почти 100 км.
При этом ведущий сам подвергался большой опасности: топливо и гидравлические жидкости из толкаемого самолета продолжали вытекать, заливая фонарь кабины и угрожая залить двигатель, а турбулентность, создаваемая им, нарушала режим работы двигателя. Поэтому, как только стало ясно, что ведомый может спрыгнуть с парашютом в море и вплавь добраться до берега, самолеты расцепились.
К сожалению, спасти напарника не удалось: тот утонул, запутавшись в стропах парашюта.
Толчок Пардо
История повторилась во время Вьетнамской войны с небольшими вариациями. Два F-4 Phantom II, управляемые капитанами Бобом Пардо и Эрлом Амманом, во время боевого задания были обстреляны ПВО Северного Вьетнама и самолет ведомого остался без топлива.
Отличаются лишь детали буксировки. Пардо попытался упереться носом своего истребителя в отсек тормозного парашюта, но ему мешала турбулентность, создаваемая самолетом Аммана. Тогда он приказал последнему опустить штангу с посадочным гаком и уперся в него основанием кабины, после чего напарник смог выключить двигатель. Гак несколько раз соскальзывал и Пардо приходилось заново к нему пристраиваться. К тому же, один из двигателей его «Фантома» тоже загорелся. Несмотря на сложности, паре удалось добраться до территории, где они смогли безопасно катапультироваться.
Подтвердить рассказ пилотов невозможно
Обе истории могут быть продуктом пропаганды, направленной на укрепление боевого духа американских военных. В пользу этого говорят некоторые детали — неподтверждаемость фактов, странная похожесть во второстепенных деталях.
Но может быть и правдивой историей выдающихся летчиков, из которых один проявил смелость и находчивость, а второй внимательно изучил опыт пилотов предыдущей войны и умело применил. Правду мы узнаем, только если однажды будут опубликованы записи черного ящика единственного самолета, уцелевшего во всей истории — «Сейбра» Риснера.