Странная «Битва за Лос-Анджелес» времен Второй мировой войны показывает, насколько пугливы американцы
В напряженные недели, последовавшие за нападением на Перл-Харбор, многие американцы считали, что вражеские налеты на континентальную часть Соединенных Штатов неизбежны. 9 декабря 1941 года необоснованные сообщения о приближении самолетов вызвали небольшую панику в Нью-Йорке и привели к падению цен на акции. Но то, что случилось в Лос-Анджелесе, заставило бежать еще больше людей.
«Битва за Лос-Анджелес»
На Западном побережье неопытные пилоты и радисты ошибочно принимали рыбацкие лодки, бревна и даже китов за японские военные корабли и подводные лодки. Напряженность была высокой, и она только усилилась после того, как военный министр США Генри Стимсон предупредил, что американские города должны быть готовы принять «случайные удары» со стороны вражеских сил.
Всего несколько дней спустя, 23 февраля 1942 года, японская подводная лодка всплыла у берегов Санта-Барбары, штат Калифорния, и выпустила более дюжины артиллерийских снарядов по нефтяному месторождению и нефтеперерабатывающему заводу. Хотя атака не привела к жертвам и нанесла лишь незначительный ущерб, это был первый случай, когда материковая часть Соединенных Штатов подверглась бомбардировке во время Второй мировой войны.
На следующий день после налета на нефтяное месторождение паранойя и зудящие пальцы на спусковом крючке привели к одному из самых необычных инцидентов в тылу войны. Он начался вечером 24 февраля 1942 года, когда военно-морская разведка дала указание подразделениям на побережье Калифорнии подготовиться к возможному нападению Японии.
В течение следующих нескольких часов все было спокойно, но вскоре после 2 часов ночи 25 февраля военный радар засек то, что, по-видимому, было вражеским объектом примерно в 75 км к западу от Лос-Анджелеса. Прозвучали сирены воздушной тревоги, и по всему городу было введено затемнение. Через несколько минут войска установили зенитные орудия и начали прочесывать небо прожекторами.
Стрельба началась сразу после 3 часов ночи. После сообщений о неопознанном объекте в небе войска в Санта-Монике открыли шквал огня из зенитных орудий и пулеметов 50-го калибра. Вскоре к ней присоединились многие другие средства береговой обороны города.
Следующие несколько минут царил хаос. Казалось, что Лос-Анджелес подвергся нападению, но многие из тех, кто смотрел в небо, не видели ничего, кроме дыма и отблесков огня. Обстрел продолжался более часа. К тому времени, когда позже тем утром был отдан окончательный приказ «всем отбой», артиллерийские батареи Лос-Анджелеса выпустили в небо более 1400 зенитных снарядов.
Только при свете дня американские военные подразделения сделали удивительное открытие: вражеской атаки, похоже, не было. «Хотя сообщения были противоречивыми, и предпринимаются все усилия для установления фактов, ясно, что ни одна бомба не была сброшена, и ни один самолет не был сбит», — говорится в заявлении командования армии западной обороны.
По иронии судьбы, единственный урон во время «битвы» был нанесен дружественным огнем. Осколки зенитных снарядов дождем посыпались на город, разбивая окна и круша здания. Один неразорвавшийся снаряд врезался в поле для гольфа на Лонг-Бич, а дома нескольких жителей были частично разрушены 3-дюймовыми артиллерийскими снарядами.
После Перл-Харбора американцы настолько перепугались, что при каждом шорохе стреляли в небо.