Создатель морских мин рассказал, почему ему не стыдно за своё изобретение
До увлечения пароходами Фултон много и успешно работал над реализацией концепции подводной войны против военных кораблей. В 1797 году талантливый американский инженер прибыл во Францию, чтобы помочь ей в борьбе с тогдашней владычицей морей, Британской империей. Английские капёры, легализованные пираты на службе государства, беззастенчиво захватывали торговые суда других наций. У Франции и Соединённых Штатов был общий интерес покончить с этим.
Предложенный Фултоном способ был непохож на всё, что предлагалось ранее. Во времена деревянных парусных флотов он предложил проект подводной лодки, которая незаметно приближалась бы к кораблю, прикрепляла к нему мину и подрывала боезапас с безопасного расстояния.
Его даже принял Наполеон Бонапарт, оценивший идею изобретателя и распорядившийся выдать деньги на его эксперименты. За несколько лет Фултон разработал и успешно испытал три подводные лодки, каждая из которых несла имя «Наутилус» и порядковый номер 1, 2 или 3, и продемонстрировал на испытаниях успешный подрыв корабля перед потрясённой комиссией из французских военных чинов.
Изобретатель получил отказ
Если бы идея Фултона была принята на вооружение, вся история Европы могла пойти другим путём. Не было бы Трафальгарского сражения. Что было бы дальше, может стать хорошей темой для исследования в области альтернативной истории.
Как бы то ни было, французы испугались потенциала нового оружия и сочли его слишком варварским и «не вполне рыцарским». Вот типичная ремарка одного из наполеоновских министров: «Такой способ действий против неприятеля представляется настолько предосудительным, что лица, которые предприняли бы их и потерпели неудачу (попали в плен), были бы повешены. Такая смерть, разумеется, не подобает военным».
Обидевшись на французских чиновников за попытку прикарманить его разработки и не сдавшись, изобретатель отправляется в Англию по приглашению нескольких новаторски настроенных офицеров, заинтересовавшихся его экспериментами. Он снова проводит успешные испытания, но когда доходит дело до взятия мин на вооружение, Адмиралтейство даёт тот же ответ, что и их противники.
Позже схожую реакцию изобретатель получил даже на своей родине, в США. Везде его изобретение считали негуманным.
Однако Фултон не согласился с этим утверждением. «Есть люди, которые кричат, что это варварство – взрывать корабли со всем их экипажем, — писал он. — Я это понимаю и сам сокрушаюсь, что так должно быть. Но, согласитесь, что все войны являются варварством, и особенно войны захватнические. Разве не варварство для военного корабля, когда он открывает огонь по безоружному торговому судну, убивает часть его людей, захватывает его и его имущество, переводя его хозяина с его семьей от достатка к нищете?»
Его аргументация и сейчас не выглядит устаревшей. Видимо, спор о том, какое оружие считать варварским, а какое нет, никогда не прекратится.
Роберт Фултон больше всего известен тем, что изобрёл пароход и, более того, организовал коммерческие пароходные перевозки по Миссисиппи.