История «Царь-Пушки» в России закончилась в 2010 году, когда компании не продлили лицензию без объяснения причин. В одну секунду «Царь-Пушка» из преуспевающего предприятия превратилась в нелегальное производство: было запрещено не то что производить основную продукцию, но и отгружать готовые товары заказчикам. Существование уникального коллектива оказалось под вопросом — узкоспециализированное производство, ориентированное на стрелковое оружие, переналадить под выпуск сковородок можно лишь в сказках. Дело всей жизни Влада спас от краха сказочный джинн, вернее принц. Самый настоящий.
Дальнобойщик: новая винтовка от российских оружейников


Вся королевская рать
Наследный принц и сын основателя ОАЭ шейха Заеда с детства был неравнодушен к оружию. Увлекшись дальней и высокоточной стрельбой, он решил приобщить к этому виду искусства бойцов своей Королевской охраны, Royal Guard. Дальняя и точная стрельба после выхода фильма «Стрелок» (Shooter, 2007) во всем мире стала ассоциироваться с калибром .408 и главной звездой фильма — снайперской винтовкой CheyTac M200 Intervention, из которой Марк Уолберг почти с 2 км попал в консервную банку. Представители Royal Guard были посланы для испытаний той самой M200 Intervention прямо в американскую компанию CheyTac LLC. Заодно им было приказано познакомиться и с другими изготовителями винтовок этого калибра в США.

Результаты ошеломили арабов. На первом испытании представители завода не смогли привести изделие к нормальному бою: то не держался магазин, то не закрывался затвор. На повторном испытании все-таки удалось отстрелять другой образец, хотя полученная кучность никого не порадовала — 2 МОА. При таких характеристиках стрельбу на заявленную компанией дальность в 2,5 км вести попросту невозможно. А для попадания из такого оружия в банку с расстояния в милю потребуются, возможно, годы. «Мне самому сложно было поверить в эту историю, — говорит Лобаев, — пока я не увидел протоколы испытаний, подписанные обеими сторонами, и не поговорил со стрелками».
Испытания в двух других американских компаниях тоже не порадовали. В результате посланцы принца стали сомневаться в самом патроне .408 Cheytac, решив, что его характеристики — фантазия Голливуда. Пока случайно не наткнулись в YouTube на ролик «Царь-Пушки» со стрельбой на 2300 м из винтовки СВЛ (снайперская винтовка Лобаева) того же калибра.

Вскоре глава Королевской охраны лично испытал возможности винтовки СВЛ на дистанции 2 км и убедился в существовании такого оружия и реальности стрельбы на такие расстояния. Винтовка ему понравилась, причем настолько, что он предложил оставшемуся без работы коллективу «Царь-Пушки» переехать в Арабские Эмираты и заняться разработкой и реализацией стрелковых систем в Tawazun Advanced Defense Systems (TADS) — подразделении крупной арабской оружейной компании Tawazun Precision Industry. В ОАЭ уехали почти все — 15 человек.
Правильность этого решения подтверждал и тот факт, что в России интерес к таким калибрам был в основном частным. Кратковременный всплеск интереса со стороны одной силовой структуры возник лишь однажды, во время грузино-осетинского конфликта, когда наши войска были весьма эффективно обстреляны с километровой дальности. Но с окончанием короткой войны интерес угас так же резко, как и возник.

Тысяча и одна ночь
«В Эмиратах мы приобрели полезный опыт, — говорит Лобаев. — Tawazun — крупный многонациональный оружейный холдинг, в него входит более десяти предприятий. В Burkan трудятся в основном юаровцы, в TPI — австрийцы, французы и швейцарцы, в Caracal долгое время заправляли немецкие конструкторы. Работа в холдинге — это, конечно, другой уровень требований к производству. Контроль качества должен соответствовать международным стандартам. Здесь уже невозможно без полноценной PLM\PDM системы». «Было очень интересно познакомиться с параллельными разработками, — продолжает Влад, — ведь TADS — головная компания по созданию, например, новых патронов, роботизированных огневых систем, баллистических вычислителей. Многое нам показали, многое сами увидели».
Арабские винтовки Лобаева красивы, но сам Влад ими не гордится и вежливо попросил убрать свое имя из названий. Дело в том, что арабы решили пойти по пути создания винтовок умеренной кучности — около 1 МОА (угловых минут) — и расширенного модельного ряда. Точность компенсировалась привлекательностью дизайна и качеством исполнения.
Технологии производства стволов «Царь-Пушки» внедрялась в урезанном виде — вполне рабочем, но неспособном рождать стволы высокой кучности. Также по требованию руководства холдинга некоторые принципиально важные детали и процессы отдавались на аутсорсинг. Подрядчики не могли и не хотели работать в допусках, принятых в «Царь-Пушке». В итоге было принято решение ослабить допуски, что не могло положительно сказаться на точности боя.

В 2013 году, как раз в год окончания контракта с Лобаевым, TADS был поглощен другой «дочкой» Tawazun, компанией Caracal, которая специализируется на автоматическом оружии и пистолетах. Разработка новых винтовок была свернута, но в линейке Caracal появились две модели винтовок, разработанные еще в TADS.

Операция «Ы»
В России Лобаев взялся за старое: 23 декабря 2013 года лицензию на разработку и производство оружия получило его новое детище — Конструкторское бюро интегрированных систем (КБИС), «Царь-Пушка» осталась в прошлом. Задачи компании Влад формулирует так: разработка и опытное производство оружия высокой кучности и дальнобойности, огневых комплексов, средств подготовки данных для стрельбы и их комплексирование.

Серии планируются небольшими — пока не более 100 единиц каждой модели в год. В планах также разработка и производство патронов, ведь отсутствие на рынке качественных патронов к высокоточному оружию — один из основных ограничивающих факторов для развития такого оружия и бизнеса в целом. Первые три модели Лобаев собирается выпустить уже в этом году.

Первая модель — К-14, классика на композитной ложе, дальнейшее развитие СВЛ «Царь-Пушки» в базовом калибре .408 CheyTac. Для стрелков, серьезно настроенных пострелять «на далеко», — проверенный дизайн, который трудно чем-либо перебить. Вторая — новая разработка КБИС с индексом ТСВ-8 (тактическая снайперская винтовка). Это магазинная винтовка калибра .338 LM на компактном шасси с гасящими элементами, снижающем недостатки «несущих» коробок. Третья — DX-3, магазинная винтовка на шасси в калибрах .338 LM и .300 WM. Четвертая — новая линия снайперских винтовок КБИС, отличающаяся принципиально новой компоновочной схемой. За счет нового патрона и решений, увеличивающих виброгасящие характеристики изделия, ожидается увеличение максимальной эффективной дальности на 300−500 м по сравнению с показателями СВЛ, то есть до 2500−2800 м.
Но это пока лишь предположения. Более точно о дальности Лобаев сможет говорить на этапе испытаний, в апреле-мае. Если все пройдет успешно, то установочная партия может быть выпущена в середине лета. И название для нее еще не придумано. По внутренней документации она проходит как «Ы».