Чем американцев поразила наша «Армата»? Отечественный танк, вслед за которым мир бросился создавать новую бронетехнику
Динозавр на поле боя
Некогда один высокопоставленный чиновник заявил, что враг к нам «не приедет, а прилетит», поскольку во всех военных конфликтах последнего времени, в том числе в первой иракской кампании, главная роль отводилась именно высокоточному оружию и авиационным средствам поражения. Тогда же другой представитель Минобороны публично назвал перспективный танк Т-90 аналогом Т-34: по его мнению, новая машина недалеко ушла от прототипа, даже рычаги управления остались.
Окончательно – как тогда казалось – крест на танках поставила первая чеченская кампания, когда в Грозном из гранатометов была в упор расстреляна бронеколонна Майкопской бригады. Но вот парадокс: вторую иракскую войну, боевые действия в Афганистане американцы вели с помощью танков. Изменились цели: если в первом конфликте надо было дистанционно подавить инфраструктуру противника, то во втором – захватить территорию. А тут без бронированных монстров никуда. Пехоте необходима огневая поддержка.
Забавно, что в Афганистане США использовали танки Т-62 1965 года создания – против американских M1A2 SEP v2 Abrams они бесполезны, а вот против талибов (движение, запрещенное в РФ) вполне эффективны.
Бывший начальник Главного автобронетанкового управления (габту) Минобороны Сергей Маев утверждает, что «танк комплексирует все то, что есть на вооружении у других родов войск. И может вести боевые действия автономно практически на любой местности, во всех географических и климатических зонах, независимо от времени суток и погоды. Танк считается средством обороны и поддержания любого вида войск при овладении населенными пунктами или территорией. Это мощнейшее оружие для ведения контактного боя с уничтожением противника огнем прямой наводкой. Совершенно очевидно, что танкам больше не придется участвовать в таких сражениях, как Прохоровская битва, когда за несколько часов были уничтожены тысячи машин с обеих сторон. Но в то же время танк сохранил свою роль. Он способен решать поставленные задачи как в составе любой группировки войск, так и самостоятельно: выполнять функции разведчика с одновременным поражением противника на дальностях до 7 км, поддерживать огнем другие рода войск, сопровождать пехоту в наступлении. Танковые подразделения могут вести боевые действия в отрыве от основных сил, в тылу противника».
В новой концепции использования ВС США бронетанковая техника рассматривается как главная составляющая сухопутных группировок. Для этого американцы создают специальные машины с большой авиатранспортабельностью на базе БТР LAV III. Доля танковых подразделений в сухопутных группировках армии США составляет 50%, в армии Великобритании – 75%. В российской армии общее количество танков новых модификаций Т-72Б3, Т-80БВМ, Т-90М и Т-14 «Армата» составляет около 3 тыс. единиц. Еще не менее 10 тыс. находятся на хранении.
В погоне за лидером
Чем же так поразила иностранцев «Армата»? Российские конструкторы не скрывают, что в танке впервые реализован принцип разделенных объемов: экипаж из трех человек находится в специальной бронекапсуле, башня танка необитаема, двигатель и основные топливные баки также расположены в отдельном защищенном месте.
Управление машиной осуществляется с помощью «геймпада» с цифровым дисплеем посередине: он позволяет механику-водителю контролировать работу всех систем танка. У командира свой тактический планшет – туда приходят координаты цели, и он одним нажатием пальца может навести орудие и сделать выстрел. Электроника «Арматы» интегрирована в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). То есть танк может как получать данные, так и координировать действия других машин в группе.
Если посмотреть на фотографии Т-14, то под башней хорошо видны трубки новой активной защиты «Афганит», которая позволяет перехватывать неуправляемые подкалиберные боеприпасы – из-за скорости полета их называют «ломом». Изделие пробивает любую броню и превращает в крошево все живое внутри машины. «Афганит» – это российский аналог самой современной израильской системы Trophy, в которую входят радиолокационная система обнаружения атакующих боеприпасов, автоматика управления и пусковая система. Несколько антенн РЛС обеспечивают круговой обзор и засекают противотанковые средства, летящие с любого направления. Все это умеет и «Афганит».
Если внимательно посмотреть на башню Т-14, то станет понятно, что ее рубленые линии – фальш-надстройка, за которой скрываются те самые радары обнаружения и оптические станции контроля обстановки. Сверху установлены еще и пакеты аэрозольных снарядов, способных спрятать танк от высокоточных боеприпасов с оптическим наведением. В дополнение к ним на «Армате» используется совершенно новая броня, ранее не применявшаяся на советских и российских танках. Собственно, это очень поверхностное описание, однако его оказалось достаточно, чтобы США, Германия и Великобритания приняли решение модернизировать свою бронетехнику. Американцы пошли самым простым путем: купили у Израиля системы Trophy для танков M1A2 SEP v3 Abrams – в Америке нет серийного производства бронетехники, ее ремонтируют и модернизируют, но не собирают с нуля. Та же история с британцами.
Танк считается средством обороны и поддержания любого вида войск при овладении населенными пунктами или территорией.
В мае 2009 года компания Bae Systems, главный производитель подобной техники, объявила, что сворачивает выпуск танков Challenger 2 в связи с отсутствием заказов. А сегодня она активно сотрудничает с Германией и Францией по проекту Main Ground Combat System (MGCS), суть которого – создание пушки, способной пробить защиту и броню «Арматы». Вместо нарезной 120-миллиметровой L30, созданной британцами, новая версия танка получит 120-миллиметровую гладкоствольную L55A1 разработки Rheinmetall. В боекомплект войдет программируемый осколочно-фугасный выстрел DM11.
Французы также модернизируют свой Leclerc до уровня XLR. Контракт выдан фирме Nexter в марте 2015 года. Помимо проведения общего капитального ремонта планируется установка оборудования для интеграции танка в сетевую систему французской армии Scorpion (включая АСБУ SICS и комплекс связи Thales Contact). Также предполагаются модернизация навигационной системы и системы управления огнем, установка ряда систем (системы предупреждения о лазерном облучении, постановки многоспектральных дымовых помех GALIX, радиоподавления BARAGE, новой системы диагностики, новой системы индикации для командира и наводчика), усиление баллистической и противоминной защиты, монтаж экранных решеток в корме корпуса и башни, размещение на башне дистанционно управляемого боевого модуля FN Herstal T2B с 7,62-миллиметровым пулеметом. В боекомплект 120-миллиметровой пушки будут введены новые выстрелы.
Однако «впереди планеты всей» немцы. В июне этого года на оборонной выставке Eurosatory 2022 во французском Ле-Бурже компания Rheinmetall произвела сенсацию – показала свой перспективный основной танк KF51 Panther. Он построен на ходовой части танка Leopard 2, но все остальные элементы корпуса и башни совершенно новые. Для того чтобы понять, что это прямой конкурент Т-14 «Армата», достаточно посмотреть на фотографии. Представители компании говорят о новой пушке, автомате заряжания и массе электроники внутри башни, на которой к тому же появились элементы активной защиты и даже дрон-разведчик.
К «звездным войнам» готовы
Новый танк – это новая идеология вооружения и ведения боя. В России создали Т-14 «Армата», на пятки наступают немцы с KF51 Panther. На мой вопрос, каким все-таки должен быть танк будущего, Сергей Маев ответил, что это должна быть принципиально иная боевая машина с другими ходовой частью, силовой установкой, системой управления огнем, вооружением, системой распознавания целей и разведки.
Кроме того, танк должен иметь нестандартную компоновку: с безлюдными башнями и экипажем, находящимся в отделении управления, – в принципе, в Т-14 все это уже реализовано. Принципиальное отличие танка будущего от современных машин заключается в экипаже: здесь для управления хватит одного человека. Он, словно пилот истребителя, будет единолично принимать решения о том, как действовать, а все остальное рассчитает компьютер. Калибр пушки возрастет с 125 до 140-155 мм, а сама она радикально изменится: будут использоваться заряды с жидкими метательными веществами, электромагнитный доразгон снаряда в стволе, возможно, лазерные установки. Проблема пока в одном: все прототипы этих систем имеют очень большие размеры и вес, из-за чего попросту не могут быть установлены на танк.
Говорят, что уже идет работа над созданием нового типа брони – электромагнитной. Конструкторы решают, будет это силовое поле, способное задержать подлетающие к танку ракеты и гранаты, как в «Звездных войнах» Джорджа Лукаса, или же наэлектризованная броня. Ее состав, кстати, также изменится. На смену стальным пластинам в метр толщиной придут композитные материалы – легкие, но неимоверно прочные. В «Армате» этот принцип частично реализован (речь только о применении композитов; электричество по корпусу танка пока никто не пустил).
Современный танк может практически автономно вести боевые действия на любой местности, во всех географических и климатических зонах, независимо от времени суток и погоды.
Механические и гидромеханические трансмиссии заменят электрическими, похожими на те, которые сейчас установлены в истребителях 5-го поколения и дорогих представительских автомобилях. Это позволит повысить управляемость машины и снизить ее вес до 20-30 т. Для сравнения: российский Т-14 весит чуть более 50 т, а американский M1A2 SEP v2 Abrams – под 70. Благодаря такому «похудению» танки станут более мобильными, их можно будет перебрасывать в любую точку мира самолетами.
Современный танк – мощнейшее оружие для ведения контактного боя с уничтожением противника огнем прямой наводкой.