Часто ли случаются происшествия с истребителем Су-30?
Как и в произошедшей на днях катастрофе в Ейске, на жилой массив упал самолёт марки Су – правда, на этот раз не Су-34, а более ранний Су-30.
Су-30: во многом первый
Тридцатка – это, пожалуй, первый военный продукт прославленного КБ Сухого с момента распада СССР, пошедший в серию. Его разработка началась в конце 1980-х, когда обнаружилось, что пилоты самых современных одноместных истребителей не справляются с возросшим объёмом задач по управлению самолётом и комплексом вооружения, навигации и тактики. Тогда родилась идея добавить второго члена экипажа.
Технически, новый истребитель стал продуктом глубокой модернизации двухместного учебно-тренировочного Су-27УБ. По неофициальной международной классификации, он является истребителем поколения 4+. Первые экземпляры были созданы ещё в 1992 году, однако российские военные начали заказывать их серийно лишь в следующем десятилетии.
Надёжность зависит не только от конструкторов
Несмотря на немалый возраст, у этой модели был хороший потенциал для модернизации, поэтому он до самого последнего времени пользовался популярностью у военных 12 разных стран, не считая Россию. Больше всего их у Индии, где на 2019 г. числилось 242 единицы из 630 общих. Индия даже купила лицензию на его производство.
Запас прочности конструкции этих самолётов позволяет им служить долго и безотказно. Несмотря на это, за прошедшие годы в небоевых условиях примерно 25 единиц потерпели катастрофу. Практически во всех случаях причиной стала либо ошибка пилотов, либо недоработки службы поддержки. Как минимум в одном случае имела место трагическая случайность – «дружественный огонь», когда во время учебного боя самолёт был сбит по ошибке.
Иногда, к сожалению, происходят падения на жилые массивы, причём не только в нашей стране: в 2017 году в Индии экспортный Су-30МКИ упал на деревню.
Трагедия в Иркутске стала одиннадцатой небоевой потерей российских ВВС с момента начала специальной военной операции.