5 образцов секретного оружия российских царей
Грунтовые (почвенные) орудия
Идея почвенных пушек была позаимствована у Фридриха Гетканта, немца, служившего Речи Посполитой. Один из его учеников, Ханс Тимсон, позже служил полковнику Бауману в Москве и под пристальным вниманием выдал секреты Гетканта.
«В твердой земле была вырыта большая цилиндрическая яма с отверстием поменьше (пороховой камерой) внутри. Стены ямы и камеры были выложены досками, скрепленными между собой веревками и обручами. Порох засыпали в патронник, прикрытый деревянным щитом. От камеры тянулся длинный фитиль. На щит были нанесены гранаты и камни разного размера! После воспламенения пороха смертоносные снаряды взлетали вверх, а затем падали вниз, покрывая большие площади ".
Почвенные пушки стреляли снарядами общим весом от 16 до 32 кг и были расходным материалом – после определенного количества выстрелов такая пушка приходила в негодность, потому что выстрелы повреждали и сжигали ее деревянные внутренности. Главная загвоздка в создании грунтового орудия заключалась в правильных расчетах, правильных пропорциях ямы и камеры. Ханс Тимсон реконструировал оружие Гетканта и представил его на военных учениях в Ваганьково, Москва, в 1672 году.
Деревянные ракеты
Во время осады Чигирина в 1674 году источники описывают прототип ракеты – действительно горючего снаряда, сконструированного неизвестным иностранным майором на русской службе.
«Шестиметровые бревна были выдолблены и начинены порохом в разных пропорциях. Эти бревна должны были быть спроектированы за пределами городских стен. Противник не сможет быстро потушить пожар, вызванный бревнами, из-за плотной пелены дыма вокруг них, что затрудняет приближение к ним. Два бревна были сделаны и доставлены в окопы, и их будет еще больше ".
Вопрос в том, как эти «ракеты» были выпущены за стены – вероятно, с помощью какой-то катапульты?
Осадные башни с пушками
В 1552 году 150-тысячная армия была приведена Иваном Грозным в Казань, столицу Казанского ханства. Казанская цитадель имела стены из дерева и камня толщиной до девяти метров, с четырьмя массивными башнями с воротами, окруженными широкими рвами. Крепость было невозможно покорить без тяжелой артиллерии. Потребовалось три месяца, чтобы доставить около 150 орудий из Москвы в Казань и семь дней, чтобы собрать артиллерию. После нескольких недель интенсивного огня цитадель все еще была цела, и защитники продолжали стрелять снарядами и стрелами из-за стен.
В распоряжении царя Ивана были итальянские и немецкие артиллерийские инженеры, которые строили пушечные башни – их делали из дерева из близлежащих лесов. Это были трехъярусные осадные башни с бойницами для пушек на всех ярусах, которые позволяли стрелять по объектам за крепостной стеной. Башни стояли на колесах или на бревнах и постепенно подкатывались ближе к стенам, до шести метров от крепостного рва. Эта «инновация» частично помогла в конечном итоге взять Казань. Осада длилась 32 дня и закончилась, когда итальянские инженеры взорвали городские стены.
Гуляй-город
Форт–фургон – прямоугольник, сформированный из повозок в открытом поле во время битвы, — был популярным типом передвижных укреплений в Европе еще в 15 веке. Но русские придумали свою собственную версию этого, названную ‘гуляй-город».
Гуляй-город был сделан из деревянных дубовых досок, которые образовывали тяжелые щиты. Доски были быстро доставлены к месту битвы в специальном обозе. По прибытии на место щиты устанавливали на телеги или сани, в зависимости от времени года. Между щитами обязательно оставляли проходы для войск – они соединялись цепями, которые позволяли проходить пехоте, но все равно блокировали вражескую кавалерию. В щитах были вырезаны бойницы для винтовок и малокалиберных пушек.
«Сорока» – прототип ракетных установок «Катюша»
Невероятно, но лучшая российская ракетная установка Второй мировой войны «Катюша» на самом деле была создана Андреем Чоховым, великим русским военным инженером 16-17 веков, создавшим Царь-пушку.
Во второй половине 16 века Чохов изобрел многоствольное ружье, стрелявшее винтовочными пулями. Его называли «Сорока» – вероятно, за громкое пронзительное тявканье и быстроту стрельбы. Его использовали против вражеской пехоты. После того, как тяжелая артиллерия пробила бреши в стенах вражеской крепости, перед брешами были расставлены «Сороки», чтобы изрешетить пулями защитников, покидающих горящую цитадель.
Конечно, «Сороки» можно было бы использовать и для защиты городов от вражеской пехоты. Во время правления Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых, более десяти городов центральной России имели в своих арсеналах несколько «Сорок».
В царской России нашим предкам и иностранным инженерам приходилось идти на ухищрения, чтобы побеждать в войнах и захватывать новые территории.