Почему великие флоты приходят в упадок и может ли Китай стать следующим?
Почему так много стран приступили к строительству великих флотов, как они это сделали и почему они потерпели неудачу? Некоторые из этих флотов сохранились на протяжении нескольких поколений капитальных кораблей, но только США удалось поддерживать свой флот в относительно стабильном и хорошем состоянии.
Почему флоты приходят в упадок
По крайней мере с конца девятнадцатого века крупнейшие военно-морские силы организовались вокруг «капитальных кораблей», отдельных судов большой боевой мощи, окруженных множеством вспомогательных кораблей. Исторический анализ Альфреда Тайера Махана оказал большое влияние на это развитие, но, тем не менее, он представлял собой разрыв с практикой восемнадцатого и девятнадцатого веков, когда линейные корабли в основном действовали без сети поддержки.
Например, в Трафальгарской битве противоборствующие флоты включали шестьдесят линейных кораблей и только четырнадцать судов меньшего размера. Напротив, в Ютландской битве немцы и англичане задействовали пятьдесят восемь капитальных кораблей и 192 вспомогательных судна. А в битве при Филиппинском море японский и американский флоты включали двадцать четыре линкора и авианосца, поддерживаемые 213 меньшими кораблями.
Для целей измерения мы сосредоточимся на надводных кораблях водоизмещением свыше 10000 тонн. Это не идеальный показатель, потому что роли кораблей меняются со временем, как и дальность действия и смертоносность систем вооружения. Конечно, есть исключения. Современные атомные подводные лодки США (особенно подводные лодки с баллистическими ракетами), как правило, действуют независимо (хотя это в меньшей степени относится к их советским и китайским аналогам).
Технологическая эволюция также идет достаточно быстро и требует все больших финансовых вливаний. Здесь мы абстрагируем переход между четырьмя различными поколениями капитальных кораблей, начиная с угольных бронированных линкоров типа «дредноут», которые доминировали во флотах после 1905 года.
Дредноуты оставались доминирующими (по крайней мере, условно) до 1930-х годов, когда их заменили быстроходные линкоры и авианосцы. В 1950-х годах реактивные суперносцы и атомные подводные лодки (как ударные, так и с баллистическими ракетами) стали символом военно-морского господства.
Чем дальше, тем мощнее и дороже становились корабли во флоте. Все страны, имевшие мощные военно-морские силы, такие как СССР, Германия, Великобритания и Китай, должны понимать, что для того, чтобы флот оставался сильным, на его поддержание и модернизацию надо тратить все больше и больше денег. Рано или поздно деньги заканчиваются и модернизация или создание новых мощных кораблей сходит на нет. За последние 120 лет поддерживать флот в актуальном состоянии могли позволить себе лишь США. И американцы вкладываются в ВМС не просто так — корабли остаются отличным средством для переброски оружия и солдат в Европу и Азию, где штаты обычно ведут войны.
Большой и мощный флот постоянно требует все большего количества денег — вот почему великие державы не так долго способны сохранять мощнейший флот, удовлетворяющий современным стандартам