Принцесса Нур Инайят Хан: захватывающая история диверсантки, рекорд которой запрещали повторять
13 — несчастливое число
13 октября 1943 года. В этот день Италия, вчера ещё союзница Гитлера, вступает во Вторую Мировую заново — теперь как союзница СССР, Британии и США. Пятью днями раньше она капитулировала перед войсками антигитлеровской коалиции. Неприятный сюрприз для Третьего Рейха! А ещё в этот день в Париже немецкой контрразведкой арестована британская диверсантка, принцесса Нур Инайят Хан. Её сдала француженка, сестра её связного.
25 ноября 1943 года. Советские войска в Беларуси занимают с боем десятки населённых пунктов, вышибая из них немцев. После сражений собирают трофеи: тысячи танков, разного рода оружие и боеприпасы. Британцы совершили на Париж авианалёт. Во время налёта принцессе Нур Инайят удаётся сбежать по парижским крышам.
Увы, очень скоро на крышах её настигают и возвращают. Офицер, вёдший её дело, галантно предлагает просто написать документ, что она больше попыток побега предпринимать не будет. Принцесса отказывается. «Вас придётся перевести в настоящую немецкую тюрьму», предупреждает офицер.
27 ноября. Деревня Красуха Псковской области уничтожена вместе с жителями. На мине близ деревни подорвался автомобиль немецкого генерала (сам он, впрочем, был только легко ранен). После этого в деревню входят немцы со штыковыми винтовками. Один за другим они поджигают дома, выбегающих людей, экономя пули, закалывают штыками или бьют прикладами по голове.
Всех, кто может ходить, сгоняют в сарай и поджигают. Выпрыгивающих из пламени расстреливают из пулемёта. Точное количество убитых установить невозможно: в деревне жили, кроме своих, беженцы из Ленинграда, которых никто не считал.
В этот день Нур Инайят Хан переводят в тюрьму Пфорцхайма и помещают в одиночную камеру. Следующие девять месяцев её держат в наручниках. В наручниках она ест и приводит себя в порядок после туалета, в наручниках она спит. Каждый день её ведут на разговор, в ходе которого принцессу склоняют к сотрудничеству. Нур непреклонна.
11 сентября 1944 года. На юге Франции, в ходе операции «Драгун», вовсю сдвигают немецкие позиции к северу, к Парижу, войска союзников. Принцессу Инайят Хан привозят в концлагерь Дахау. Офицеру-надзирателю Фридриху Вильгельму Рупперту не нравится, как она держится по прибытии, и он решил на ней поразмяться.
В 1957 году, когда британская писательница Джин Фуллер решит написать об известной довоенной детской писательнице Инайят Хан, ставшей разведчицей, книгу. Она исследует все доступные материалы и обнаружит записку одного из охранников Дахау другому. Просто рассказ, как день прошёл.
День прошёл так: Рупперту было скучно. Он потребовал привести ему новенькую. Ввели темнокожую девушку, и немец принялся её избивать. Бил страшно — было невероятно, что от побоев девушка не умерла. Потом офицер вышел покурить, вернулся и решил, видимо, придать своим действиям некоторый смысл. Он потребовал «сказать ему коды». Девушка ответила одним словом: «свобода». На французском.
13 сентября 1944 года. Вторая мировая в разгаре. Войска наступают и отступают. В мире происходит очень много разных вещей. В жизни принцессы больше ничего не происходит. Её убивают выстрелом в затылок и тут же отправляют тело в печь, вместе с тремя расстрелянными с ней француженками. Рупперта расстреляют за его преступления в 1946 году. Но на этом история не закончится, как не началась она 13 октября 1943 года.
Маленькая принцесса
Отцом Нур был известный суфийский учитель, музыкант и философ Хазрат Инайят Хан. Он ездил по странам Запада, проповедуя суфизм. В одной из таких поездок, по Америке, Хазрат познакомился с девушкой по имени Ора Бейкер. Они поженились, и Ора приняла имя и титул Амина-бегум — принцесса Амина. Нур-ун-Ниса (таково было её полное имя) была их старшей дочерью. Она родилась, когда Хазрат посещал со своими лекциями-проповедями Россию, в один год с началом Первой Мировой. Так что местом рождения маленькой принцессы стала Москва.
Начало Второй мировой застало семейство Инайят Ханов в Париже, и они поспешили при первой возможности переехать в Лондон (в то время Индией ещё правили британцы, так что они переехали из-за границы в условно свою страну — Лондон был явно ближе, чем родной Хазрату город Барода). Только в шесть лет Нур вернулась в Париж. Благодарные ученики её отца подарили ему дом во французской столице.
Здесь Нур пошла в школу, как и все другие дети. У неё появлялись один за другим младшие братья и сёстры, и с ними вместе Нур-ун-Ниса, одеваясь в индийские одежды, ставила домашние спектакли — по Рамаяне, Махабхарате и, конечно, другим, не таким языческим историям (Хазрат был мусульманином, но уважал и всю культуру Индии в целом).
Она научила младших самим держать в порядке обувь и одежду, помогать ей в уборке. Параллельно Нур-ун-Ниса смогла закончить школу и Сорбонну, выбрав в качестве специализации детскую психологию, и консерваторию — по классу арфы, чтобы продолжить династию музыкантов, которую представлял её отец. А ещё она научилась зарабатывать деньги.
Чем может заработать девушка, оставшаяся без поддержки семьи? Если она образована — писательством. Так поступали многие девушки до Нур и многие после неё. Нур начала писать детские сказки для журналов. К двадцати пяти годам она стала достаточно известна, чтобы ей удалось подписать договор с издательством и выпустить первый сборник. Это было в тридцать девятом году. В том году, когда началась Вторая Мировая.
Нора Бейкер: к разведке неспособна
События в жизни Инайят Хан дальше развивались так же стремительно, как и во всём мире. 3 сентября Великобритания совместно с Францией выступили против Германии после её оккупации Польши. 13 мая 1940 года немецкие войска вступили во Францию. 25 мая 1940 года главнокомандующий Франции заявил, что надо просить немцев принять капитуляцию Франции. 14 июня немецкие войска заняли Париж.
Уже 19 ноября 1940 года она поступила на обучение в специальное английское разведывательное подразделение. Её именем как разведчицы стало Нора Бейкер — по фамилии матери и с англизацией имени Нур. Преподаватели отмечали, что характер у «Норы», конечно, не очень подходящий для разведки. Что с неё взять — детская писательница! Но выхода не было. Британской разведке был нужен человек, хорошо знающий Париж, французский и азбуку Морзе. Морзе Инайят Хан не знала — этому, как и обращению с рацией, её и учили.
Как и все разведчицы, по бумагам Хан официально проходила лётчицей — в офицеры ВВС разведчиц зачисляли, чтобы шёл стаж службы. К тому же их всё равно, как и лётчиц, учили обращаться с парашютом. Разведчиц предполагалось забрасывать с самолётов. Притом каждую учили: у тебя есть месяц. Успешная разведчица, по статистике британцев, ровно столько успевала проработать прежде, чем её требовалось срочно вытаскивать, раскрытую... или прежде, чем она умирала.
17 июня 1943 года принцессу Инаяйт Хан сбросили с самолёта над рекой Луарой. При ней было самое необходимое: рация весом в пятнадцать килограмм и тюбик губной помады с ядом внутри. Ещё полагался казённый пистолет. Она из принципа оставила его дома: не хотела убивать людей своими руками. Дома же она оставила письмо матери, которое надо будет передать, если Нур умрёт.
Хотя, учитывая то, как упрямо она продолжила работать после прохождения роковой черты в месяц, она, запечатывая письмо, вероятно, думала не «если», а «когда». Пока что мама думала, что Нур-ун-Ниса нашла работу в торговой фирме и поехала по её делам на север Британии.
В Париже принцесса была больше не Нур и не Норой, Анной-Мари Ренье для французов, «Медсестрой» для подполья и «Мадлен» для подписи шифрованных посланий. Её сразу встретил агент-француз Анри Дерикур. Объяснил явки и пароли подпольной группы «Проспер». Нур... правильно говорили, что она не создана для разведки.
Вместо того, чтобы, по инструкции, двинуть на явку, она сделала крюк — навестить брата, который с женой-француженкой остался в Париже. У брата Нур напоили, накормили и спать уложили. Она проспала с небольшими перерывами почти два дня — на нервах. За это время, как оказалось, группу «Проспер» взяло гестапо. А ещё оказалось, что Анри Дерикур был подсадной уткой.
Нур начала искать выход на ещё нераскрытые группы подполья. В то же время по всему Парижу и его предместьям её искало гестапо, не обнаружившее лакомую добычу — британскую разведчицу, которая, казалось, сама шла в руки поначалу — среди арестованных подпольщиков «Проспер».
Своё Сопротивление она нашла. И почти два месяца (поначалу это было невозможно) передавала добытые подпольщиками Франции сведения в штаб. Пока сестра связного не сдала всех — просто от обиды, что брат отмахнулся от неё, когда она попросилась в Сопротивление. Арестовали всех. И Нур, и брата, и глупую девчонку, всех сдавшую. О дальнейшей судьбе своего связного и его сестры Инайят Хан не знала. Их сразу разделили. Тетради с шифрами забрали.
Сразу после ареста немцы послали от «Мадлен» сообщение: мол, тут аресты, но я в порядке, готова к дальнейшей работе. Но в сообщении, кроме секретного имени, должен был быть код безопасности. Его Нур запомнила наизусть, нигде не записывая. Британцы, не увидев его, поняли, что Нора Бейкер больше работать не будет. И что больше они о ней, скорее всего, не услышат.
Дальнейшее известно. Нур пытали. Нур убили. Её посмертно наградили британским орденом Святого Георгия — за всю Вторую Мировую им было награждено только три женщины.
Материал был впервые опубликован в издании «Домашний очаг»
Автор: Лилит Мазикина