Вот что бывает, когда встаешь пьяным за штурвал: кто виноват в гибели советской подлодки С-178
К великому сожалению, о подводной лодке С-178 и ее экипаже сегодня приходится не без грусти говорить только в прошедшем времени. Вот уже более 40 лет назад подлодка трагически затонула в результате столкновения с рефрижератором недалеко от Владивостока, похоронив в холодном грунте морского дна 32 моряка. А еще 26 членов экипажа трое суток боролись за жизнь на глубине 32 метров. И все, что связано с гибелью С-178, включая уголовное дело, было засекречено на 25 лет.
Столкновение неизбежно
21 октября 1981 года дизельная подлодка С-178 возвращалась в надводном положении с плановых учений в Японском море. Часть офицеров вместе с командиром подлодки Валерием Маранго поднялись на мостик рубки. «Вон, на горизонте уже виднеется родной Владивосток!» Никто в тот момент еще не догадывался, что сойти на берег всему экипажу уже не суждено. Что за темный силуэт на фоне земли? Маранго отдал команду осветить приближающееся «НЛО» прожектором, чтобы понять, стоит оно или движется. Увидев большой корабль на ходу, он сразу дал команду «права на борт». Но не хватило буквально 10 секунд, чтобы унести корму. Столкновение неизбежно. Махина в миг протаранила шестой моторный отсек, наградив подлодку пробоиной порядка 8 кв.м. Семь человек, находившиеся на мостике, включая капитана Валерия Маранго, оказались за бортом. Несколько секунд и вода заполнила шестой, пятый и четвертый отсеки подлодки. 18 человек, находившиеся там, погибли практически сразу, не успев задраить люки. Именно они продлили жизни остальному экипажу на несколько дней. Лодка затонула на глубине 32 метров.
Остальные 26 моряков остались в третьем, втором и первом отсеках. Командование взял на себя старший помощник командира Сергей Кубынин. Началась трехдневная борьба за жизнь.
Три долгих дня
Кубынин вместе с капитан-лейтенантом Валерием Зыбиным приняли решение вывести уцелевшую часть экипажа через трубу торпедного аппарата. Это был единственный путь к спадению, диаметром 533 мм. А теперь представьте подводника в полной экипировке, которому нужно преодолеть 8 с лишним метров узкого торпедного аппарата. Этот путь между жизнью и смертью удалось пройти не всем. Спасательных комплектов ИДА-59 для выхода из затонувшей подлодки на всех не хватало. Оставалось только ждать, пока командование ТОФ развернет спасательную операцию, и спасатели передадут недостающие «идашки» на борт. Ждать трое суток в полной темноте, ютясь от холода, глотая отравленный воздух воспаленными легкими. Кубынин как старался, пытался воодушевить ребят, чьи силы уже сдавали. Он зачитал приказ о повышении всем званий, вручив каждому моряку знак «За дальний поход». Этот поступок очень приободрил команду и добавил сил.
Наконец к месту трагедии прибыла подлодка-спасатель «Ленок» и начала передавать недостающие комплекты ИДА. Кубынин и Зыбин начали выпускать моряков через трубу торпедного аппарата одного за другим, до последнего. Очередь за Сергеем Кубынином. Как полагается капитану, он покидает корабль последним. Проделать этот путь в одиночку было практически невозможно. Он затопил первый отсек, дождался, когда вода достигнет казенной части торпедного аппарата, нырнул в него и прополз 7 метров железной трубы. Гул в голове, работа на пределе человеческих возможностей... Все поставили на нем уже крест и свернули операцию, ведь невозможно было спастись в одиночку. Но он смог! Кубынину не удалось добраться до рубки, от переизбытка углекислого газа он потерял сознание, и гидрокостюм вынес его на поверхность, где его чудом заметили среди волн.
В общей сложности во время трагедии погибло 32 человека и 26 удалось спастись.
Но остается вопрос, почему произошла эта трагедия? Кто виноват в столкновении?
Причины столкновения
Если верить материалам уголовного дела, на рефрижераторе 21 октября отмечали день рождения старшего помощника Виктора Курдюмова, и вся команда, в том числе именинник, была в изрядном подпитии. Они вышли в море, когда уже стемнело, но сигнальные огни почему-то все равно не включили. На рефрижераторе подлодку сразу заметили, но приняли за мелкое судно и решили не уступать, будучи уверенным, что судно само сманеврирует. Уже после, анализируя причины и последствия этой трагедии, столкновения можно было избежать, если бы рефрижератор не отклонился от заданного ему диспетчером курса на 30 градусов, и через пролив Босфор Восточный спокойно бы прошла С-178, а не РФС-13. Пьяный старпом РФС-13 Виктор Курдюмов получил за свою выходку 10 лет. Но все же камни полетели и в огород капитана подлодки Валерия Маранго. Суд обвинил его в том, что тот поздно объявил боевую тревогу и не предпринял меры. И тоже «наградил» его десятью годами лишения свободы. Кубынин ходатайствовал о пересмотре приговора Маранго, но в итоге расстался со службой в ВМФ, по причине того, что командование предпочло замолчать этот инцидент.
То, что совершили Сергей Кубынин его механик Валерий Зыбин в октябре 1981 года, не удалось повторить никому. Но наградной лист на звание Героя так и остался под сукном у чиновников...