Как защищаются от «дружественного огня»?
Потери от «дружественного» огня всегда сопровождали и будут сопровождать военные конфликты, тем более что последнее время в моду вошли международные коалиции. А там, где собраны войска разных стран, вероятность организационного хаоса и взаимонепонимания всегда выше. Поэтому сегодня как никогда востребованы технические средства, которые помогут сократить количество жертв «братоубийства». И в этой области уже наметился ряд подходов.
С неба видно своих
Например, очень кстати оказалась система опознавания «свой-чужой» по типу тех, что широко применяются в авиации, на кораблях, в системах ПВО. В странах НАТО принята штатная авиационная система IFF (Identification Friend or Foe). Она установлена на всех без исключения военных летательных аппаратах, а теперь (ввиду угрозы авиатерроризма) и на гражданских судах. Но ведь самолеты участвуют и в непосредственной поддержке боевых действий на земле (на Западе есть термин CAS — Close Air Support), при этом штурмовая авиация обязательно оснащена оборудованием IFF.
И вот французский оборонный концерн Thales разработал систему Phoenix-2, в которой используются так называемые реверсируемые версии самолетных IFF, с размещением ее функциональных блоков как на штурмовых ЛА, так и на наземных объектах: транспортных средствах, бронетехнике и др. Реверсируемая система, так же как и ее исходная самолетная версия, работает в международном частотном диапазоне 1030 и 1090 МГц, специально выделенном ICAO, чтобы система IFF могла выполнять еще и задачи в интересах управления воздушным движением. Здесь используется привычный запросно-ответный режим опознавания. Запрос «кто ты?» посылается в закодированном виде, и в таком же виде поступает ответ. Если ответ на запрос не получен — значит, перед вами «чужой». В подобной ситуации, осложненной спецификой наземной операции, актуальной становится задача идентификации опознанного объекта. Для ее решения французскими специалистами было проведено информационное и функциональное сопряжение самолетной системы IFF с обзорно-прицельным бортовым комплексом самолета CAS и его бортовой навигационной системой со спутниковыми каналами. Все это вместе помогло обеспечить пилота очень точной информацией обо всех, кто действует на земле.
Более того, французская реверсируемая система имеет выход на разработанную тем же концерном Thales систему BFT (Blue Force Tracker — «отслеживание синих войск»). «Синие» в западных сценариях учений — всегда «свои»; противник, понятное дело, обозначается красным цветом. BFT представляет собой сеть, внутри которой все находящиеся на поле боя средства определяют свои координаты при помощи систем глобального спутникового позиционирования (GNNS) и постоянно сообщают их друг другу в реальном времени. Аналогичные системы разработаны и в США. Подключившись к BFT, самолет CAS получит очень точные данные о расположении своих сухопутных объектов — опознанных и идентифицированных. Результаты военных учений показали, что реверсируемые системы IFF способны снизить потери войск, в том числе и от «дружественного» огня в очень серьезных операциях, которые теперь могут выполняться с большой точностью. Но, разумеется, потерями от «дружественного огня» штурмовой авиации проблема не исчерпывается.
Разговоры в эфире
Когда говорят о сугубо сухопутных операциях, технологии защиты от «дружественного огня» принято называть CID (Cooperative Identification and Designation — «совместное опознавание и обозначение»). Один из примеров воплощения таких технологий — устройство опознавания на поле боя (BTID), которое устанавливается на транспортном средстве и представляет собой систему запроса и ответа миллиметрового радиочастотного диапазона Ка. Это устройство объединяется с системами наведения оружия, чтобы облегчить экипажам принятие решений об открытии огня. BTID отвечает стандарту НАТО STANAG 4579, что обеспечивает взаимодействие одинаково оснащенных подразделений НАТО и сил коалиции в ходе совместных и смешанных операций.
Технология BTID была проверена во время учений Bold Quest Plus летом 2008 года, в которых наряду с Корпусом морской пехоты США принимали участие подразделения Канады, Великобритании, ВВС США и Командования специальных операций США. Была проведена демонстрация системы с участием множества транспортных средств и 15 самолетов, а также выяснено, насколько система BTID помогает улучшить возможности CID в задачах с применением оружия классов «поверхность-поверхность» и «воздух-поверхность» при использовании протокола «запрос-ответ». BTID позволяет транспортному средству опознать другое транспортное средство как «свое», если оно оснащено этим устройством, или как «неизвестное», если оно им не оборудовано, а также дает военнослужащему возможность в случае необходимости быстро «переговорить» с партнером.
Если объединить BTID с устанавливаемым на транспортном средстве пулеметом, то стрелок сможет запросить любую систему BTID в пределах зоны досягаемости оружия простым нажатием на ладонный выключатель. В течение секунды он получит ответный сигнал любого оснащенного подобной системой абонента, находящегося в этой же зоне. Однако даже если запрошенный объект не ответит как дружественный, огонь не обязательно будет открыт. Просто он будет рассматриваться как «неизвестный».
Проверка лазером
Защита пехотинцев от поражения союзниками требует использования небольших и легких устройств. Это, например, последний вариант неавтономной системы опознавания целей миллиметрового диапазона (Сooperative Target ID System) компании Raytheon. В устройстве (оно предназначается в основном для установки на БЛА) используется миниатюрная антенна, которая, согласно данным фирмы, имеет размер кубика льда и массу менее 28 г. Благодаря ограниченным габаритам и небольшой массе антенна идеально подходит как для отдельного солдата, так и для БЛА.
Во время учений Bold Quest 2011 года была успешно продемонстрирована система CID на основе лазера фирмы Cubic Defense Applications. Система опознавания пеших солдат в условиях боя с определением местоположения цели и навигацией (Dismounted Combat ID with Target Location & Navigation — DCID-TALON) объединяет в прицеле винтовки несколько датчиков и невидимую глазом двухстороннюю оптическую линию связи.
Устройство моментально опознает «своих» и выдает на прицел их координаты, указывая дальность от нескольких метров до эффективной дальности действия оружия. Прицел реагирует на оптические маркеры, закрепленные на теле пехотинцев. Солдат при работе с неизвестной фигурой наводит на нее перекрестие прицела и нажимает переключатель для выполнения запроса. Оптический маркер на солдате союзников отразит закодированный лазерный запрос на прицел винтовки кодом опознавания союзника, и на прицеле высветится слово FRIEND («свой»).
Если цель не имеет маркеров, то на прицеле появляется обозначение «?» и выводится информация о расстоянии до цели и ее азимуте, с привязкой к координатной сетке прицела. Во время учений Bold Quest эта система была проверена при солнечной погоде, во время дождя, в условиях задымленности, тумана, при помехах от ветвей деревьев и конструкций окна и на большой дальности. Она также была испытана на солдатах: пеших, ехавших на транспортных средствах, принимавших участие в огневой подготовке с имитацией стрельбы и во время боевой стрельбы.
В будущем такая система может дополнительно взять на себя функцию лазерных систем имитации стрельбы (MILES), чтобы можно было использовать одну и ту же конструкцию и в процессе обучения, и в боевых операциях. Во время тех же учений немецкие военные применяли схожее устройство опознавания солдат в пешем строю (Dismounted Soldier Identification Device — DSID) фирмы Rheinmetall Defense, в котором используется сочетание лазерного запроса и ответного радиосигнала (RF response). Когда солдат приводит в действие установленный на оружии запросчик, он посылает последовательности закодированных лазерных импульсов, которые анализирует ответчик DSID в зоне действия луча. Если сигнал определяется как истинный, посылается закодированный RF-ответ и на индикаторе появляется слово friend.
Обе эти системы могут внести свой вклад в общую картину обеспечения ситуационной осведомленности. В процессе демонстрации информация с системы DCID-TALON была передана на правительственный сервер и отдельно на самолет AWACS. Фирма Cubic также продемонстрировала индикацию парной цели в реальном времени с наложением на карты Google. Точно так же DSID может передать информацию на серверы опознавания, используемые летчиками в боевых условиях в режиме «воздух-поверхность», особенно при непосредственной авиационной поддержке (CAS).
А что у нас?
Аналогичными разработками в России занят «Концерн радиоэлектронных технологий» (КРЭТ), в послужном списке которого значится система государственного опознавания «Пароль». Наряду с системой МК XII США/НАТО она входит в число двух мировых государственных систем опознавания «свой-чужой».
В планах КРЭТ в числе приоритетных стоят работы по системам «свой-чужой» для наземных применений, и в них особое место занимают разработки для личного состава сухопутных войск. По заявлениям представителей КРЭТ, к 2020 году «каждый солдат и каждый автомат» будут обеспечены легким, надежным, простым в обращении электронным устройством опознавания на поле боя.