Как проводятся учения ВДВ
Пятое августа для Юго-Западной России — особая дата. В 1943 году в этот день были освобождены от немцев Орел и Белгород, а в Москве впервые прогремел победный салют. За три недели до того, когда исход Курской битвы был еще не ясен, недалеко от Белгорода, на Прохоровском поле, состоялось кровопролитное встречное танковое сражение. В ознаменование 70-летия этих драматических событий 5 августа 2013 года в районе Прохоровки прошли показательные учения ВДВ России, в рамках которых впервые за долгое время проводилась масштабная выброска на парашютах боевой техники десанта. Такое пропустить было грешно, и сотрудники редакции «ПМ» отправились к местам славных сражений.
Зачистка неба
Как можно понять по сделанным снимкам, погода случилась непраздничная. Низко стоявшие облака вскоре засочились дождем, и жирный белгородский чернозем стал стремительно раскисать, становясь непроходимым для обычного транспорта. Хорошо, что у нас транспорт был не совсем обычный — для поездки мы взяли на тест внедорожник VW Touareg, который не только резво нас домчал из Москвы до сахарной столицы России, но и вел себя весьма уверенно на мокрых черноземных грунтовках.
Хмурое небо заставило загрустить фотографов и операторов, но придало зрелищу некий драматизм: все участники учебной десантной операции появлялись над Прохоровским полем не из «расплескавшейся синевы», а из клубящегося мокрого неба. Как сообщили нам официальные представители ВДВ России, «в основу сценария учений были заложены возможные тактические эпизоды боевых действий подразделений ВДВ в тылу противника». Однако первыми над полем появились вовсе не парашютисты, а пара истребителей Су-27. Впрочем, ничего удивительного в этом не было: с учетом той огромной роли, которую играют сегодня ударные средства воздушного базирования, начинать десантную операцию, не «зачистив» небо, было бы безумием. Кроме того, на протяжении всего пути, что предстояло проделать в воздухе самолетам ВТА (Ил-76) над территорией условного противника, без сопровождения истребительной авиации также было бы не обойтись.
Выполнив учебную задачу, истребители уступили небо паре штурмовиков Су-24, которым предстояло подавить ближайшие к месту десантирования силы и пункты управления противника. «Сушки» работали по земле с высоты 600−3000 м, а места нанесения предполагаемых ударов обозначались клубами черного дыма.
Теперь, когда небо и земля свободны от угроз, можно начинать десантирование. Но постепенно. Первыми с двух самолетов Ил-76 (высота 1500 м) десантируются разведывательные подразделения, которые должны оценить обстановку на месте высадки, собрать данные о положении и характере действий противника. Лишь после выполнения разведчиками этого задания возможно начало основной фазы операции.
Уже на этапе десантирования разведгруппы можно было посмотреть в деле новейшую российскую парашютную систему специального назначения «Арбалет-2» (принята на вооружение лишь в прошлом году). Она оснащена 9-секционным куполом типа «крыло» и позволяет добиваться высокой точности приземления, в том числе и в неблагоприятных погодных условиях (что мы и наблюдали). Система дает возможность бойцу десантировать вместе с собой специальный контейнер, в котором можно разместить до 50 кг полезного груза.
Траки над головой
Итак, разведчики дали добро, и началась кульминационная фаза учений: десантирование основных сил (одной парашютно-десантной роты), а также боевой и вспомогательной техники. Наиболее зрелищным оказалось приземление бронемашин на однокупольной парашютно-реактивной системе — эффектные вспышки, создаваемые тормозными реактивными двигателями, приковали взгляды к горизонту. «Эх, жаль, что так далеко — поближе бы подойти», — сетовали фотографы. Но тут кто-то додумался посмотреть вверх, и... мгновение спустя у всех наблюдавших по спине наверняка пробежал холодок. С неба прямо на наши головы на многокупольной парашютной системе быстро спускалась боевая машина десанта. Преодолев первоначальный легкий испуг, снимающая братия принялась фотографировать десантирующуюся бронетехнику, которая оказалась даже ближе, чем можно было пожелать. Впрочем, как говорят, бомба, падающая прямо на голову, точно упадет где-то в стороне, и в итоге все машины приземлились на значительном удалении от собравшихся людей. Всего было доставлено в точку высадки 15 единиц техники, среди которых БМД-2, десантируемый бронетранспортер БТР-Д (его характерная особенность — отсутствие башни), а также машина химической разведки РХМ-2 и десантируемый топливозаправщик ТЗ-2Д.
Пока, согласно сценарию, десантники разыскивали свою технику и демонтировали применяемые при парашютировании конструкции, готовя машины к бою, нас, журналистов, свозили в кунге к одной из десантировавшихся БМД-2. На броне сидел боец в танковом шлеме и большим ключом отвинчивал какую-то гайку. Десантнику было разрешено на небольшое время отвлечься от работы для интервью телевизионщикам. Говорил он что-то очень простое и обыденное, и это лишь усилило ощущение нереальности происходящего: надо же — и вот эта многотонная громадина, и вот этот простой спокойный парень с гаечным ключом только что буквально упали с неба!..