Подводное супероружие: интересные факты из истории атомного «Наутилуса»

30 сентября 1954 года ВМС США была принята на вооружение первая в мире АПЛ. Подводная лодка, названная в честь вымышленного корабля из произведений Жюля Верна, эксплуатировалась в течение четверти века и стала первопроходцем сразу в нескольких смыслах.
Подводное супероружие: интересные факты из истории атомного «Наутилуса»
Wikipedia

Атомная подлодка разрабатывалась около 6 лет

В 1948 году США закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. В августе 1949-го утверждаются тактико-технические данные первой атомной подводной лодки, которая была заложена 14 июня 1952 года в присутствии президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне и названа «Наутилусом» (USS Nautilus, SSN-571).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1954 году в присутствии следующего президента — Эйзенхауэра — «Наутилус» был спущен на воду, а позже принят на вооружение ВМС США.

Экипаж «Наутилуса» состоял из 13 офицеров и 92 матросов. Лодка была оснащена шестью носовыми 533-миллиметровыми торпедными аппаратами и несла на борту 24 торпеды.

Несмотря на большой вес, «Наутилус» передвигался довольно быстро

От дизель-электрических лодок «Наутилус» отличался не только наличием новой энергетической установки, но и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. При водоизмещении около 4000 тонн корабль, оснащенный двухвальной атомной энергетической установкой марки «S2W» фирмы «Вестингауз электрик корпорейшн» суммарной мощностью 9860 кВт (13 800 л.с.), развивал скорость более 20 узлов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
JOHN KRISTOFFERSEN
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подлодка вышла в море в 1955 году

17 января 1955 года «Наутилус» впервые вышел в море, и его первый капитан Юджин Вилкинсон отправил в эфир историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии»).

«Наутилусу» удалось достичь Северного полюса

В августе 1958 года «Наутилус» стал первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса своим ходом. Годом ранее первая попытка подобного похода сорвалась. Зайдя под паковые льды, «Наутилус» попытался было всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, однако напоролся на дрейфующую льдину, серьезно повредив единственный перископ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АПЛ была слишком заметной

Конструкция «Наутилуса» имела существенные недостатки. Так, удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за чего на «Наутилусе» не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения. Один только корпус реактора весил около 35 тонн. В то время как вес биологической защиты, в состав которой входил свинец, сталь и другие материалы, достигал порядка 740 тонн.

Проблемой лодки был и создаваемый ею шум. Работающие турбины давали такую вибрацию, что сонар становился бесполезным уже на скорости 4 узла. Лодка становилась «глухой», создаваемый шум демаскировал ее. Этот недостаток был учтен американцами при проектировании следующих АПЛ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Морякам пришлось искать протечки с помощью жидкости для радиатора

В жизни «Наутилуса» были и забавные эпизоды. Так, в мае 1958 года во время подготовки к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки. Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла стать причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля. Попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение.

После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде (подготовка похода держалась в строгой тайне) скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей, чем неслыханно удивили владельцев магазинов. Половина этой жидкости (около 80 л) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникала. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первопроходец в Средиземном море

В августе 1960-го первая в мире АПЛ была приписана к 6-му Американскому флоту и впоследствии стала первой атомной лодкой на Средиземном море.

«Наутилус» стал музейным экспонатом

После 25 лет службы «Наутилус» исключили из состава флота, а в 1982 году корабль был объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. Так, после дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ, 6 июля 1985 года «Наутилус» был отбуксирован в Гротон (штат Коннектикут). Здесь, в музее подводного флота США, первую в мире атомную подводную лодку могут увидеть все желающие.