Затаившийся ужас: противопехотные мины
Предмет запрета: противопехотные мины, срабатывающие при прохождении над ними миноискателей или необнаруживаемые общедоступными металлоискателями, а также мины без механизмов самоуничтожения и самонейтрализации
Основной запрещающий документ: Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие («Конвенция о "негуманном" оружии»), Протокол II (Протокол о запрещении или ограничении использования мин, мин-ловушек и других устройств)
Вступил в силу:2 декабря 1983 года (в 1996 году внесены поправки)
Ратифицировало государств (на январь 2012 года): 114
Дополнительные запрещающие документы: Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавский договор, 1997)
Самое страшное, что давит непреодолимым ужасом на мозг, это сознание того, что ты сам становишься своим убийцей. Одно движение, один шаг, которые даже нельзя назвать неверными или неловкими, — и ты привел в действие мину. Этот минный страх лишает мужества любого солдата — и новичка, и ветерана. Причем сильнее всего он воздействует на опытных воинов, которые уже видели смерти своих товарищей от мин.
Неизвестно почему, но после Первой мировой специалисты сочли противопехотные мины оружием, присущим только той, прошедшей войне. Все внимание было уделено трем новинкам — самолетам, танкам и ядовитым газам. Поэтому начало Второй мировой характеризуется весьма малым использованием противопехотных мин. Немцы наступали и особенно в них не нуждались, а англичане и французы не имели практически никаких мин.
Дальнейшие события войны привели к массовому применению противопехотных мин всеми воюющими сторонами. Было разработано множество образцов самого различного применения и уровня совершенства. Зачастую было достаточно оставить на совершенно безопасном поле три-четыре ящика из-под мин, разбросать упаковочную бумагу и «забыть» несколько табличек «Мины!», как пехота останавливалась и требовала саперов.
Оружие слабых
Отношение европейских стран и США к противопехотным минам начало меняться в ходе Корейской войны 1950−1954 годов. Оказалось, что северокорейцы, не имея так много самолетов, танков и артиллерии, как войска ООН, наносят большие потери противнику минами, часто самыми примитивными. Когда после войны стали подбивать итоги, оказалось, что мины дали порядка 38% потерь в личном составе!
Во вьетнамской же войне 1965−1975 годов противопехотные мины, применявшиеся Вьетконгом, стали основой боевых действий против армии США. В целом новейшим средствам ведения войны вьетнамцы смогли противопоставить только стрелковое оружие и мины. И оказалось, что этими простыми, а часто и вовсе примитивными средствами можно отлично нейтрализовывать превосходство в любом ином вооружении. Мины дали от 60 до 70% потерь в личном составе армии США, в основном ранеными и искалеченными. Не в лучшем положении оказалась и Советская Армия в афганской войне 1979−1989 годов.
Анализ войн, прошедших после 1945 года, привел военных специалистов разных стран к общему выводу. «Противопехотные мины, как и противотанковые, являются оружием слабейшей стороны. Они легко производятся и могут изготавливаться массово, поскольку не требуют сложного высокоточного промышленного оборудования. Вместе с тем мины в состоянии нейтрализовать результаты применения любых других видов вооружения. С их помощью слабая сторона может не пустить в страну войска сильной стороны». Перед западными политиками и военными встала проблема — как лишить слабые в военном и экономическом отношении страны возможности противостоять армиям стран с развитым вооружением.
Конвенция для очистки совести
И вот 3 декабря 1997 года в Оттаве была подписана Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. 131 страна подписала и ратифицировала конвенцию, а еще 25 присоединились к ней позднее. Отказались 37 стран.
Вот как выразился об идее запрета противопехотных мин специалист из фирмы гуманитарного разминирования HALO TRAST Пол Джефферсон: «То, что вы пытаетесь запретить, — не оружие. Это понятие, принцип. Принцип западни, приводимой в действие жертвой как метод защиты или раннего предупреждения. Чтобы запрет оружия имел результат, вы должны быть способны уничтожить технологию его изготовления. Можно запрещать что угодно, но запрет не будет действовать, если вы не можете помешать людям делать это оружие... Посмотрите на хорватов в Сараево или Сребренице, удерживающих свои города против сербских этнических чисток. Что бы сделали вы на их месте? Отвернетесь и скажете, что скорее сойдете в могилу с чистой совестью, но не станете использовать для своей защиты противопехотные мины?»