Цветы смерти: экспансивные пули
Первое пороховое огнестрельное оружие заряжалось круглыми свинцовыми пулями. Именно пуля была главным ограничением в увеличении скорострельности, дальнобойности и точности ружей: свинцовый шарик на дистанции 300 м давал отклонение до 2 м. В 1615 году появились ружья с нарезными стволами, которые заставляли пулю вращаться, что обеспечивало существенное увеличение дальности и точности стрельбы. Однако для такого ружья нужно было делать пули меньшего диаметра, чем диаметр канала ствола, и, опустив в ствол, ударами молотка по шомполу «расклепывать» ее. При этом пуля деформировалась неравномерно, что влияло на точность стрельбы и дальность полета.
В 1848 году капитан французской армии Минье нашел гениальное решение этой проблемы: он предложил делать пулю не круглой, а продолговатой, а в ее донце вставлять медный колпачок. При выстреле давление пороховых газов вдавливало колпачок в свинец и «расклинивало» пулю, прижимая ее края к нарезам ствола. Винтовка Минье заряжалась так же легко, как и гладкоствольное ружье, но втрое превосходила его по силе боя.
Впрочем, от пули Минье вскоре отказались — оружейники перешли на изобретенный в начале XIX века унитарный патрон — картонную или металлическую гильзу с зарядом пороха, в которую сверху вставлялась пуля. Патрон заряжался с казенной части, чуть большей по диаметру, а гильза, расширяясь при выстреле, предотвращала прорыв газов назад. Пуля же при движении по стволу сама врезалась в нарезы.
Мелкий калибр
Следующую революцию в стрелковом оружии совершили химики: в 1880-х годах был разработан бездымный порох на основе нитроцеллюлозы. Он не демаскировал стрелка клубами дыма, обеспечивал большую энергию выстрела и скорость пули и гораздо меньше загрязнял ствол нагаром. Стало возможным уменьшить калибр, сделав оружие и боеприпасы более легкими и компактными. Чтобы улучшить баллистические характеристики, пули стали покрывать металлической оболочкой. Твердая оболочка (обычно томпаковая или мельхиоровая) также защищала пули от деформации при ношении и заряжании, уменьшала загрязнение нарезов канала ствола свинцом и увеличивала пробивную способность пули.
Но новые мелкокалиберные оболочечные пули обладали слишком слабым останавливающим действием: при попадании в мягкие ткани они пробивали противника навылет, оставляя лишь аккуратные входное и выходное отверстия. При должном везении (после перевязки) противник оставался боеспособным, а военных это не устраивало.
Способ решения «проблемы» приписывают капитану Клэю из британского арсенала Дум-Дум недалеко от Калькутты. Экспериментируя в середине 1890-х годов с различными формами пуль, Клэй предложил просто отпилить у пули нос, в результате чего она стала, как сейчас принято говорить, полуоболочечной и экспансивной (вопреки широко распространенному мнению, Клэй не делал на пуле крестообразных нарезов — этот способ появился позже как дешевый метод изготовления экспансивных пуль в полевых условиях).
Попав в тело, такая пуля деформировалась, «раскрываясь» подобно цветку и отдавая всю свою кинетическую энергию. Пробивное действие пули при этом уменьшилось, а останавливающее — возросло. Название арсенала прижилось и стало нарицательным для экспансивных (раскрывающихся) пуль.
На войне и на гражданке
Впервые экспансивные пули (уже фабричные .303 Mark IV) были широко использованы в ходе сражения при Омдурмане в Судане при подавлении народных волнений британской армией. Результат был настолько страшен, что немецкое правительство вынесло протест, заявив, что раны, наносимые этими пулями при попадании в мягкие ткани, слишком тяжелы и негуманны, и это нарушает законы войны. На первой Гаагской мирной конференции в 1899 году раскрывающиеся и деформирующиеся в человеческом теле пули были запрещены для военного применения. IV Гаагская конвенция в 1907 году подтвердила запрет на использование безоболочечных пуль в военных действиях, и с тех пор все страны неукоснительно его соблюдают.
Причина этого вовсе не в гуманизме политиков и военных. Просто безоболочечная пуля не позволяет добиться высокой скорости, а следовательно, и большой дальности. При увеличении порохового заряда мягкая свинцовая пуля срывается с нарезов и вылетает из ствола, почти не вращаясь, а нарезы забиваются свинцом. А когда армии стали вооружаться магазинными винтовками и появился пулемет, выяснилось, что безоболочечная пуля обладает еще одним крупным недостатком: в процессе подачи патрона из магазина (ленты) в ствол она деформируется, что приводит к задержкам в стрельбе и отказу оружия. Поэтому сегодня для армейского оружия используются только оболочечные пули.
А вот там, где в первую очередь требуется высокое останавливающее действие, а дальность стрельбы не является определяющим фактором (охотничье оружие, пистолеты), используют полуоболочечные (с открытой носовой частью) экспансивные пули. В охотничьем оружии экспансивные пули предпочтительнее, поскольку реже оставляют подранков (раненых животных, обреченных на гибель через некоторое время). Те же качества сделали экспансивные пули весьма интересными для гражданского короткоствольного оружия самообороны и полицейских операций: высокое останавливающее действие сочетается с низкой вероятностью поражения навылет при попадании в цель (это уменьшает риск поражения случайных прохожих).