Как используют на войне... игрушки
Отсчет истории радиоуправляемых игрушек можно вести, например, с 25 марта 1898 года, когда профессор Николай Дмитриевич Пильчиков в одесском биржевом зале прочитал лекцию об электромагнитных волнах. Лекция сопровождалась наглядной демонстрацией возможностей радиоуправления: модель маяка включала и выключала миниатюрный прожектор, крохотный железнодорожный семафор исправно сигналил, маленькая пушка стреляла, а в специальном резервуаре была дистанционно подорвана мина, утопившая модель яхты. Спустя полгода на ежегодной электрической выставке в Нью-Йорке небезызвестный Никола Тесла также продемонстрировал возможности радиоволн. Сконструированная им модель судна к восторгу посетителей двигалась вперед и назад, совершала различные маневры и зажигала лампочки на носу и корме. Однако собственно в игрушках радиоуправление тогда не прижилось — если таковые и существовали, то лишь в единичных экземплярах.
Коммерчески жизнеспособные радиоуправляемые модели стали появляться на рынке с середины 1960-х годов, когда итальянская компания Elettronica Giocattoli выпустила радиоуправляемый автомобиль Ferrari 250 LM в масштабе 1:12. К концу 1960-х к делу подключилась британская компания Mardave, а к середине 1970-х — и всемирно известная японская Tamiya. Примерно в это же время на рынок вышли коммерческие радиоуправляемые модели летательных аппаратов — так, первый миниатюрный вертолет был представлен в 1972 году на Нюрнбергской ярмарке модельной техники.
Получив в руки модели, военные первым делом приспособили их, естественно, для развлечения. Самых больших успехов в этом добились американские военнослужащие — для снятия стресса у скучающих на базах солдат. Поскольку общение с дамами легкого поведения и азартные игры в такой ситуации находятся под запретом, остаются только видеоигры, телевизор и гонки на радиоуправляемых машинках! Одна из самых больших трасс для таких гонок была построена на авиабазе Баграм близ Кабула — для ее возведения понадобилось 12 самосвалов с землей. Правда, в начале 2011 года трассу пришлось ликвидировать ради постройки более серьезных военных объектов. Сегодня подобные трассы есть на американских военных базах по всему миру, например в Калсу под Багдадом.
Мужская работа
Впрочем, моделькам на войне нашлась и более серьезная работа. По словам сержанта 69-го пехотного полка армии США Грегори Пападатоса, один молодой рядовой в 2005 году использовал игрушечную машинку как средство разминирования. Смысл действа был прост: встретив неопознанную коробку на дороге, боец разгонял автомобильчик и врезался в нее. Пустая коробка отлетала в сторону, а если оставалась на месте, значит, внутри что-то есть и нужно вызывать саперов. Конечно, отмечал Грегори, для таких случаев существуют специализированные роботы, но их мало и ждать порой приходится больше часа.
Похожий случай произошел в 2011 году в Афганистане. Старший сержант Кристофер Фессенден взял с собой на службу радиоуправляемую модель пикапа Traxxas Stampede. Он в частном порядке дооборудовал машинку беспроводной веб-камерой, покрасил в «пустынный» цвет и пускал перед «Хаммером» своего подразделения во время патрулирования, управляя моделью с переднего сиденья. «Самое смешное, что Traxxas ездит быстрее, чем мы, потому что мы ограничены в скорости патрулирования, — вспоминает Крис. — Так что модель движется рядом и дает возможность увидеть цель до того, как мы к ней приблизимся». Новинка оказалась полезной: четырежды патруль обнаруживал на дороге замаскированные взрывные устройства еще до того, как джип к ним приближался. В пятый же раз игрушка спасла шесть жизней — оборвала растяжку фугаса с 220 кг взрывчатки, который уничтожил не «Хаммер», а лишь игрушечную модель. В связи с этим случаем член Палаты представителей США Дункан Хантер выступил в прессе с предложением утяжелять радиоуправляемые модели грузом, чтобы заставлять взрывные устройства нажимного действия детонировать.
Впрочем, подобная практика применялась и раньше — мы просто описали несколько характерных примеров. Так, в 2010 году студенты из египетского Асьютского университета на базе радиоуправляемой модели автомобиля собрали Flow-Chart («Технокарту») — металлодетектор, способный с помощью GPS двигаться по заранее заданному маршруту и отмечать на электронной карте подозрительные объекты. Так что идея использования радиоуправляемой техники в качестве дешевого средства для разминирования в мире потихоньку приживается.
Уже не игрушки
Уж коли речь зашла о серьезных моделях военных машин, то в 2011 году американская компания Boston Dynamics, конструирующая роботов для армии США, представила новый механизм Sand Flea («Песчаная блоха»), который по габаритам и управлению ничем не отличается от коммерческих радиоуправляемых моделей игрушек. Однако 4,9-килограммовый робот величиной с ноутбук предназначен не для развлечения, а для разведки: наблюдение и запись ведет цифровая камера разрешением 1280х960 пикселей. Главная фишка робота — умение совершать прыжки на высоту до 8 м, что позволяет с первого раза махнуть в окно или на балкон второго этажа, а с помощью серии прыжков забраться даже на крышу здания буквально за минуту. Подскоки совершаются с помощью толчкового поршня в корме робота, приводимого в действие баллоном со сжатым углекислым газом. Всего машина «заряжена» на 25 прыжков, расстояние которых выверяется лазерным дальномером.
В Великобритании тем временем с 2008 года действует другой робот «игрушечных» габаритов — Hero («Герой») от крупнейшей в мире компании-производителя оружия BAE Systems. Машинка, очень похожая на американскую Sand Flea, работает у пограничников, где оператор с помощью камеры совершает осмотр днища автомобилей, пересекающих границу.
Наконец, в 2009 году компания Inspector Bots продемонстрировала робота, представляющего собой пейнтбольный маркер Mil-Sim А5 на шасси радиоуправляемого джипа Traxxas E-Maxx Brushless Edition. Для управления машиной на борту имеется видеокамера, тактический фонарь на маркере и прибор ночного видения. И хотя автомобильчик создавался скорее для пейнтбольных баталий, он вполне может пригодиться службам правопорядка на демонстрациях, если требуется маркировать антиобщественных элементов несмываемой краской для последующего задержания или разгонять толпу с помощью шариков, наполненных ирритантом (газом).
«Игрушечный» терроризм
К сожалению, светлый и радостный мир радиоуправляемого моделизма не обошли вниманием и террористы. Так, в 2012 году в Англии были задержаны четверо британцев пакистанского происхождения, собиравшихся взорвать набитую взрывчаткой игрушечную машинку на военной базе в Лутоне. А террористическая организация «Исламская армия» в Ираке для подрыва транспортных средств коалиционных сил использует импровизированные «наземные торпеды», основу которых составляет четырехколесная тележка, мотор от радиоуправляемой модели и 122-мм или 152-мм артиллерийский снаряд. Кроме того, на сегодняшний день в США уже арестованы три моделиста-террориста, собиравшихся использовать радиоуправляемые летательные аппараты в качестве оружия. В 2006 году Али Асад Чандиа, преподаватель из Мэриленда, был осужден за разработку такой системы, а в 2008-м был приговорен к пожизненному заключению Кристофер Пол из штата Огайо, который планировал теракты с использованием дистанционно управляемых моделей вертолетов и кораблей.
В 2002 году информационное агентство Рейтер со ссылкой на источник в германских спецслужбах сообщило, что «Аль-Каида» строила планы по использованию радиоуправляемых моделей самолетов для атак на пассажирские авиалайнеры — ведь залети такая «птичка» в двигатель на взлете или посадке, и падение тяги может обернуться катастрофой. В том же году палестинские импортеры игрушек в Иерусалиме и Рамалле на деньги, предоставленные Евросоюзом в качестве гуманитарной помощи, закупили несколько сотен радиоуправляемых самолетов, как было объявлено, для передачи детям, находящимся в госпиталях. Однако полученные модели были переправлены на палестинские предприятия, где их стали оснащать взрывчаткой. Запускать такие «заряженные» самолеты планировалось из арабской части Иерусалима в израильскую. Хотя очень вероятно, что это утка.
В целях предотвращения террористических актов с помощью радиоуправляемых моделей самолетов и вертолетов в 2008 году в России появился приказ одного из областных УВД, в котором, в частности, говорилось, что необходимо «организовать в соответствии с компетенцией милиции общественной безопасности мероприятия по предупреждению совершения террористических актов с использованием радиоуправляемых моделей и БЛА, разработать и внедрить систему профилактической работы с авиамодельными клубами, направленной на получение упреждающей информации о лицах, замышляющих и подготавливающих преступления террористического характера». Также в 2011 году Управление ФСБ по Алтайскому краю отправило в Барнаульскую транспортную прокуратуру документы, на основании которых некоторым авиамоделистам области запретили совершать полеты рядом с аэродромом. Наконец, внесли лепту и украинские коллеги: во время Чемпионата Европы по футболу 2012 года в воздухе близ футбольных арен кружил военный вертолет, аппаратура радиоэлектронного подавления на котором глушила все частоты, используемые авиамоделистами.
Вывод и выход
Годятся ли модели в качестве средства для совершения теракта, и как правоохранительные органы могут защитить от подобного? С одной стороны, радиоуправляемые модели в качестве оружия террористов или просто преступников (например, для транспортировки наркотиков) имеют определенные преимущества. Эти средства доставки можно легко и недорого купить, а теракт с воздуха — взрыв устройства, начиненного поражающими элементами, над толпой — несет даже большую опасность, чем террорист-смертник, поскольку разлету осколков ничто не препятствует и люди поражаются в самую уязвимую часть — голову. Теракт с использованием оружия массового поражения может принести еще больше бед: в случае распыления над крупным городом всего 900 г спор сибирской язвы количество умерших зашкалит за сотню тысяч, а заразится более миллиона. Американское моделирование по распылению 50 г хлорида цезия с авиамодели показало, что в этом случае более 12 000 человек получат различные дозы радиоактивного облучения, в том числе около 500 — смертельные.
С другой стороны, долгое время обучения для уверенного пилотирования модели, малый радиус действия пульта управления и необходимость визуального контакта с целью создают большие трудности для потенциального террориста-авиамоделиста. Если такого не повяжут на покупке взрывчатки или он сам не взорвется в процессе ее изготовления, то помешать ему могут проблемы со связью в местах массовых скоплений людей, непредсказуемые метеоусловия (простой порыв ветра может «шмякнуть» террористическую модель о стену или дерево). Если добавить невысокую грузоподъемность и дальность действия, а также трудности при управлении, получим весьма невысокую привлекательность данного вида оружия для террористов.
Что касается использования моделей в вооруженных силах, то их можно применять не только для психологической разгрузки, но и в обучении (например, тактике и управлению БПЛА) или разведке — так, игрушечный вертолет с камерой быстро проверит крышу и верхние этажи на наличие там террористов; модель самолета может быть переоборудована под БПЛА метеоразведки (как это сделала в 2005 году служба геологической съемки США); наконец, машинка с камерой может быстро осмотреть транспортные средства снизу. Еще больше пользы модели автомобилей могут принести в качестве саперов, ведя визуальную разведку, срывая растяжки, подрывая бомбы на месте, работая с металлодетектором или с помощью GPS маркируя мины на электронной карте минного поля. Так что, глядишь, модельное хобби вскоре станет не только веселым, но и крайне полезным занятием.