Существуют ли пистолеты, которые невидимы для детектора
Вообще-то стрелковое оружие, изготовленное не из стали, было изобретено давным-давно. Еще в XVI веке использовались деревянные пушки, стянутые стальными обручами. В отличие от чугунной, деревянную пушку было значительно легче изготовить (причем порой — из подручных средств, вне мастерской), легче транспортировать, она стоила значительно дешевле обычной. Минус был один: деревянные пушки без стальной сердцевины были исключительно одноразовыми. До наших дней дошел ряд подобных конструкций — в частности, японские пушки, использовавшиеся в войне Босин (1868−1869), аналогичные вьетнамские конструкции XIX века, а также ряд европейских средневековых орудий. Один из факторов, повлиявших на развитие неметаллического оружия, сохранился в этой «индустрии» до наших дней — это снижение веса. Как деревянные пушки были легче чугунных, так и пластиковые пистолеты XXI века значительно легче металлических. В остальном же стимулы для подобных разработок в наше время совершенно иные. И если в прошлом неметаллическое оружие было в определенной степени признаком примитивности технологии, то сегодня это, наоборот, хайтек из хайтеков.
Стеклянный пистолет
В 1995 году Сесилу Адамсу, виртуальному ведущему «кочующей» из журнала в журнал рубрики вопросов и ответов The Straight Dope (скорее всего, роль этого персонажа в разное время играли разные редакторы) задали вопрос: существует ли полноценное неметаллическое огнестрельное оружие, из которого можно убить человека? Адамс дал исчерпывающий ответ: нет, не существует, но имеет место целый ряд разработок, могущих вылиться в подобное оружие. Это и пистолеты, включающие в себя определенные неметаллические детали, и попытки создать целиком неметаллический пистолет, предпринимаемые различными лабораториями. Наиболее успешным примером подобных проектов были названы разработки компании Glock (о них речь пойдет ниже). Также в 1988 году флоридская компания Red Eye Arms заявила о создании в течение двух лет цельнопластикового гранатомета — но дальше заявлений дело не пошло. Пожалуй, наиболее интересным из исследовательских проектов 1980 — 1990-х был якобы созданный в лабораториях ЦРУ Glass Gun.
История началась с того, что в 1995 году журнал Modern Gun опубликовал просочившиеся сквозь ширмы секретности данные по разработке керамического пистолета. В материале утверждалось, что во второй половине 1980-х годов компания General Motors разработала керамический впускной клапан для двигателя внутреннего сгорания. Это означало, что найден неметаллический состав, способный выдерживать предельные нагрузки и температуры в течение достаточно продолжительного времени. Все данные по этому направлению тут же стали секретными и перешли в разряд конспирологических. Основной целью разработки было ее использование в ходе антитеррористических операций: агент с «невидимым» пистолетом вполне мог пробраться в логово врага и пронести оружие с собой.
По конструкции Glass Gun представлял собой обыкновенный автоматический пистолет с 15-зарядным магазином. Правда, внешний контур рамки ствола был сделан цилиндрическим для более равномерного распределения нагрузки: все-таки керамика более хрупка, нежели металл, как ни крути. Плюс к тому в стволе были сделаны полигональные нарезы (при использовании обычных нарезов ствол мог расколоться вдоль). Интересно, что в пистолете — если судить по нескольким появившимся в свободной прессе фотографиям — нет ни спусковой скобы, ни предохранителя. Это связано с назначением оружия: во время спецоперации пистолет должен постоянно находиться на боевом взводе, а в мирных условиях он просто не нужен. В остальном же конструкция отличалась только одним: вместо металла везде использовался полимер GM.
Правда, назвать пистолет в полной мере керамическим нельзя — частично он выполнен из пластика, а те узлы и детали, которые работают с существенной нагрузкой, с большой вероятностью сделаны из карбида и нитрида кремния, а также из оксидов алюминия и циркония. В любом случае ни один из использовавшихся материалов не «звенит» в рамках металлодетекторов. Особенности конструкции пистолета подразумевают, что он не рассчитан на полноценный контакт в условиях боевых действий — реальные шансы эффективно его применить имеются на дистанции до 25 м. Серьезную проблему вызвало и создание патронов: «невидимый» пистолет с «видимыми» патронами просто не имел бы смысла. В частности, для увеличения убойной силы легкой, примерно 3-граммовой пули пришлось использовать оригинальную конфигурацию ее головной части. Так или иначе, срок жизни пистолета и боеприпасов, судя по всему, не слишком велик.
Есть у Glass Gun и еще одна проблема — невидимость отдельных частей на рентгене. Если пистолет разорвет в руках стреляющего (из-за дефекта или попадания вражеской пули), то у раненого будет куда меньше шансов на помощь, чем это предусматривает Женевская конвенция 1980 года в «Протоколе (I) о необнаруживаемых осколках».
Все вышеописанное практически не поддается проверке. Упомянутый Сесил Адамс провел подробное расследование, созванивался и с пресс-службой ЦРУ («Без комментариев!»), и с General Motors («Гм... Никогда о таком не слышали...»), но в итоге пришел к выводу, который легко выразить несколькими словами: может быть, правда, а может — и нет.
Пластик и стеклопластик
Как ни странно, в 1960-е годы пластик уже использовался в оружейной промышленности, однако не слишком широко — в частности, из-за высокого консерватизма данной сферы. Самыми странными и известными любителям оружия разработками в этой области стали пластиковые автоматы тульского конструктора Германа Коробова — опытные ТКБ-022 и ТКБ-022ПМ, созданные в 1962 и 1965 годах. Коробов ставил задачу сконструировать как можно более легкое и компактное автоматическое оружие, и потому ТКБ-022 был сделан по схеме булл-пап (ударный механизм и магазин расположены позади спускового крючка) — этим достигалась компактность. А легкость — изготовлением корпуса автомата из пластмассы. «Питались» ТКБ стандартными магазинами от «Калашникова». К сожалению, преимущества ТКБ перед «калашом» были не столь очевидны, к тому же начальство опасалось, что пластиковый корпус не выдержит длительной эксплуатации. Поэтому разработки Коробова в серию не пошли.
С начала 1970-х по всему миру начали использовать в оружейной промышленности высокопрочный стеклопластик, детали из которого получали путем литья под давлением. В СССР использовали несколько вариантов этого материала: термореактивный пластик АГ-4С, ДСВ-2 и другие. Из стеклопластика не делали стволы, пружины или затворы — только корпуса, цевье, приклады (в 1990-х для этих целей уже использовался стеклонаполненный полиамид) и некоторые другие детали — например, магазины для АКМ. Правда, в случае, если в такой магазин попадала пуля, его разрывало на части — и участники боевых действий, вооруженные модернизированными автоматами Калашникова, сразу же невзлюбили пластиковые оранжевые магазины, предпочитая им стальные, от которых пули рикошетили.
Эра полиамидов
В начале 1980-х стеклопластик получил достойную замену — полиамид. Последний обладал практически всеми плюсами первого и при этом не давал осколков, легко перерабатывался и без всяких добавок был полупрозрачным, как полиэтилен. С добавками же получал ряд дополнительных качеств, которые нивелировали врожденные недостатки — уменьшали влагопоглощаемость, увеличивали износостойкость и упругость. Самое известное оружие с широким использованием полиамида — это пистолеты Glock. Легкие, не боящиеся воды и перепадов температуры, не особо требовательные к обслуживанию, они породили целый ряд мифов — в частности, о том, что созданы целиком из пластика. К сожалению, это не так — полноценной замены стали для некоторых узлов нет и по сей день, и у родоначальника серии — пистолета Glock-17 — стальные ствол и кожух затвора, а также армированы сталью некоторые детали, подвергающиеся регулярным перегрузкам. Тем не менее благодаря использованию полиамида пистолеты Glock — одни из самых «пластиковых» в мире. Они легче стальных аналогов и при этом не менее долговечны. Подробно о Glock-17 «TechInsider» писала в №4'2012 в заметке «Пластиковый пистолет». Он стал бестселлером не только на родине, в Австрии, но и по всему миру. Его утвердили как один из основных образцов личного оружия в НАТО, используют армии Швеции и Норвегии, а также спецслужбы США, Канады, Мексики и других стран. С 2009 года применять пистолеты Glock-17 разрешено силам МВД РФ.
Успех «Глока» породил что-то вроде тенденции: в конце 1980-х — начале 1990-х многие производители обратились к полиамиду, появились пистолеты с полимерными рамками: чешский CZ 100, американский Smith & Wesson Sigma, а также винтовки с пластиковым корпусом, например Heckler & Koch G-36. Однако у полиамидов есть ряд ограничений. В частности, их производство требует специфической организации труда, дорогостоящего оборудования и хорошего образования технологов и инженеров. Несоблюдение технологии даже в минимальных пределах может в итоге сделать готовую деталь слишком хрупкой или вызвать большие внутренние напряжения, серьезно ухудшающие характеристики материала.
Что же, Сесил Адамс был прав: пластиковое оружие грядет. Будем честны: пистолеты, целиком выполненные не из металла, — это в первую очередь достояние спецслужб, а вот частичное использование пластиков в стрелковом оружии завоевывает все большую популярность. Возможно, уже завтра появятся недорогие и качественные композитные материалы, которые позволят создавать из полимеров самые ответственные детали — стволы. Вот тогда стальному оружию действительно можно будет подписывать приговор.