Пиранья без пилота: Сплошное нано

Беспилотный катер двойного назначения Piranha: авторы обещают полностью изменить облик современного ВМФ.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сообщения о новых беспилотных летательных аппаратах и технологиях появляются с завидным постоянством. А вот беспилотные плавательные суда (USV, Unmanned Surface Vehicle) — редкие гости новостных лент. Тем не менее, и в этой области бывают крайне интересные новинки — такие, как концепт аппарата двойного назначения Piranha компании Zyvex Marine.

Пару лет назад мы уже рассказывали об этом проекте («Пиранья»), который в 2010-м существовал лишь в виде прототипа — теперь же разработчики довели его до этапа производства, а первый катер серии был спущен на воду в конце прошлого года. «Наши цеха больше похожи на ракетно-космическое производство, а не на традиционные доки», — с гордостью объявляет один из создателей Piranha Байрон Найтли (Byron Nutley), громко называя ее «первым в истории судном, сделанным с использованием наноматериалов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В самом деле, в нынешнем ее виде Piranha мало напоминает прототип, который мы видели в 2010 г. Как и сообщалось, основу его корпуса составляет композитный материал Arovex, собственная разработка Zyvex Marine, которая с тех пор получила более модной описание — «усиленное наночастицами углеволокно». Впрочем, можно совершенно без иронии сказать, что при высокой прочности Arovex, действительно, весьма легок в сравнении с традиционными материалами — алюминием и стеклопластиком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Об этом говорят и цифры, озвученные разработчиками Piranha: 16,5-метровое судно потребляет всего 45,4 топлива в час, двигаясь на крейсерской скорости 24 узла (44 км/ч). Иначе говоря, авторы уверяют, что экономия достигает 75% в сравнении с «традиционным катером», что бы под таким катером ни подразумевалось. В любом случае, для военных экономия топлива означает лишь увеличение дальности действия. По уверению разработчиков, благодаря этому беспилотная Piranha вообще не нуждается в привязке к определенной базе или базовому судну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На основе решений, использованных в Piranha, конструкторы планируют создание еще минимум двух катеров, LRV-11 и LRV-17, которые будут предлагаться как в обычном, «пилотируемом», так и в беспилотном вариантах. Основной аудиторией их снова должны стать военные.

Представители Zyvex Marine считают уходящими в прошлое флоты из колоссальных, невероятно дорогих и слишком неповоротливых кораблей. По их мнению, в мире, основные угрозы в котором смещаются к терроризму, пиратству и т. п., реальное преимущество способен обеспечить лишь максимально динамичный флот, состоящий из огромного количества (!) небольших, быстрых, не слишком дорогих — и желательно беспилотных — судов, действия которых можно направлять и координировать удаленно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие катера могут обеспечить эскортирование торговых кораблей в опасных районах, охрану береговой зоны, разведку и спасение. При необходимости, они могут быть вполне зубасты: предполагается, что уже LRV-11 и LRV-17 смогут нести многоцелевые ракеты Hellfire или противолодочные торпеды Mark 54. Возможно, они будут эффективны и в качестве минных тральщиков.

Разумеется, полностью автономными работу подобных судов пока сделать не представляется возможным. Однако, как указывают в Zyvex Marine, совершенная электроника, высокая скорость движения и исключительно большая дальность действия беспилотников типа Piranha могут уже на данном этапе обеспечить превращение морской войны в подобие современной воздушной: персонал остается дома и работает с беспилотниками удаленно. По крайней мере, если в ВВС таким развитием событий довольны, — почему б оно не понравилось и в ВМФ?

По публикации Gizmag