Гантраки: грузовики с пушками и пулемётами
Единственный крупнокалиберный пулемет американцев заклинило в самом начале, а иракцы жестко напомнили о том, что «вторженцы» зря забыли вьетнамский опыт. Ветераны Вьетнама рассказывали внукам о гантраках — броневиках сопровождения колонн, но молодое поколение плохо слушало. И теперь, вжимаясь под пулями в песок среди горящих машин, платило за легкомыслие высокую цену...
Уроки прошлого
Армии отражателей коммунистической агрессии, высадившей полумиллионную группировку в Южном Вьетнаме в 1965 году, требовалось огромное количество грузовиков для снабжения. Транспортные колонны, везущие с побережья боеприпасы, горючее, продовольствие и амуницию, порой растягивались на 15 км и состояли более чем из 200 автомашин.
Подразделения военной полиции, которые обеспечивали охрану транспортных колонн на дорогах, были слишком малочисленны, чтобы в полной мере обеспечить возложенную на них задачу. Личного состава хватало лишь на организацию немногочисленных блокпостов, между которыми вьетконговцы свободно обстреливали и подрывали американские грузовики. Осенью 1967 года коммунисты нанесли один из самых чувствительных ударов 8-й транспортной группе: одна из колонн попала в засаду и была почти полностью уничтожена. Осознав, что грузовики как были, так и остались фактически предоставлены сами себе, командование решило впредь ездить «усиленным конвоем». Усиление составили грузовики М35 с сооруженным в кузове бруствером из мешков с песком и установленными там же двумя пулеметами М60. Они не были первыми гантраками (англ. guntruck — «грузовик для перевозки оружия», или «вооруженный грузовик»), появившимися во Вьетнаме, но именно в 8-й транспортной группе их стали применять массово.
Почти сразу выяснилось, что мешки с песком хоть и защищают от пуль, однако утяжеляют машину: во влажном климате песок мгновенно впитывал воду. Поэтому, чтобы при одной и той же массе улучшить защищенность, было принято решение бронировать кузов стальными листами. В итоге уже спустя месяц после памятного нападения все гантраки 8-й транспортной группы обзавелись бронезащитой.
В новых машинах бронировался не только кузов (который представлял собой обычную железную коробку с вырезами под пулеметы), но и двери с полом кабины. Интересным вариантом была установка на грузовик корпуса от бронетранспортера М113. В этом случае помимо штатного крупнокалиберного пулемета М2НВ спереди машина получала еще два таких же по бортам.
Правомерность использования гантраков для защиты колонн сполна подтвердилась 24 ноября 1967 года, когда на автоколонну напала рота вьетконговцев. Спустя 20 минут, потеряв половину личного состава, коммунисты отступили. У американцев благодаря шквальному огню гантраков потери были намного меньше: 17 раненых солдат и 10 разбитых грузовиков.
Вскоре у 8-й группы появились еще более мощные эрзац-бронемашины: пятитонные грузовики М51 получили бронекорпус, некоторые даже с разнесенным бронированием для защиты от гранатометчиков. Большая грузоподъемность позволила усилить вооружение: в придачу к М60 машины получили М2НВ или шестиствольные «Миниганы», способные изрешетить вьетнамский лес вместе с засадой в зелено-красные ошметки. В других подразделениях пошли еще дальше и установили в кузов зенитную установку М16 (представлявшую собой счетверенный пулемет М2НВ) и даже 40-мм автоматическую пушку М1, могущую вести огонь разрывными снарядами.
Американцы, наверное, догадывались, что обещанного три года ждут, поэтому на прибытие эскортных бронемашин V-100, которые в штатном режиме должны были заменить гантраки, не слишком надеялись. И совершенно правильно — до конца войны именно боевые грузовики, а не «Коммандо» сопровождали колонны днем и патрулировали пункты дислокации транспортных рот ночью.
Однако после войны заслуженных ветеранов безжалостно сдали в утиль, оставив лишь один образец в экспозиции Музея армейского транспорта в Форт-Юстисе. Бесценный боевой опыт сопровождения колонн учтен не был, поэтому нападения иракцев на грузовики вновь, как и 38 лет назад, стали для миротворцев полным сюрпризом.
Ренессанс «боевых грузовиков»
Читая сводки о десятках машин с грузами, полыхающих на дорогах Ирака, Сенат США срочно стал требовать послушания от командования сухопутных войск, которое поначалу, как ни странно, не хотело бронировать свои автомобили. Довольно быстро здравый смысл победил, и первые транши из 4,1-миллиардных ассигнований, выделенных на программу бронировки автотранспорта в Ираке, стали поступать компаниям, осуществляющим конверсию.
Однако даже тогда идея часто оказывалась в оппозиции. Так, сформированная 375-й транспортной группой резерва и 812-м транспортным батальоном сухопутных войск США специальная рота гантраков (35 «хаммеров» со специальным бронекузовом и пять грузовиков М939 с крупнокалиберными пулеметами) вскоре была расформирована командованием без объяснения причин. Возможно, этими причинами стало обвинение прессой администрации Буша в отсутствии у армии нормальных средств прикрытия колонн, а также массовое поступление в войска заводских элементов бронирования кабин грузовиков с установкой там пулеметной турели М2НВ. Последнее, впрочем, проблему решало лишь на бумаге: пулеметчик в такой турели хоть и был прикрыт щитком, однако все равно оставался очень уязвимой целью.
Почти так же дело обстоит и в российских вооруженных силах. На сегодняшний день у нас имеются образцы грузовиков с серийно бронированной кабиной (Урал-4320.31), с бронированной кабиной и кузовом (Урал-4320.10) и даже самый настоящий гантрак «Звезда-ЗУ» (Урал-4320.30 с частично бронированным кузовом и зениткой ЗУ-2 в нем). Но в первые два не заложена возможность установки многочисленного тяжелого вооружения, так нужного гантраку, а последний, имея это самое тяжелое вооружение, почему-то не имеет защиты стрелка, что сводит саму идею «боевого грузовика» на нет.
Вообще, учитывая большое количество вооруженных конфликтов во времена развала СССР (не говоря уж о войне в Афганистане), количество отечественных самопальных гантраков не уступает количеству американских поделок. В деле успели побывать практически все грузовые автомобили: ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-66, МАЗ-503, КрАЗ-256, Урал-375, Урал-4320, КамАЗ-5320, КамАЗ-4310, КамАЗ-5511. Защита машины варьировалась от серийных бронеэлементов для кабины и кузова до бронежилетов, мешков с песком, труб, бревен и срубов из них, отдельных элементов (например, люков) от бронетехники... Разнообразным было и устанавливаемое вооружение: от пулеметов РПК, ДШК, КПВ, «Утес» до зенитных установок ЗУ-2 и ЗУ-23, автоматического миномета «Василек», 23-мм авиационной автоматической пушки, пусковых установок противоградовых ракет «Алазань» и, наконец, венца творения — башни от БРДМ-2 с приваренным на крыше авиационным блоком 57-мм неуправляемых ракет.
Блеск и нищета машин
В общем и целом можно сказать, что в ближайшее время гантрак как боевая единица сопровождения колонн с поля боя никуда не денется, учитывая все большую трансформацию войн из масштабных столкновений с применением всех родов войск в локальные конфликты. Подобный эрзац-броневик может построить любой желающий (что подтверждает опыт войн за последние несколько десятков лет в Африке и на Востоке) — потрепанный грузовичок с зениткой в кузове можно встретить практически у каждого уважающего себя партизанского отряда. К тому же, в отличие от экипажа бронетехники, которому требуется обучение, к квалификации экипажа гантрака нет никаких особых требований: в его состав может влиться любой человек, годный к военной службе. Кроме того, ремонт машины может проводиться в гражданской автомастерской, что значительно упрощает и удешевляет задачу снабжения запчастями и горюче-смазочными материалами. По сравнению с бронетехникой, гантраки дешевле в эксплуатации и потребляют меньше топлива, при этом не уступая, а иногда даже превосходя ее в огневой мощи. К тому же применение «боевых грузовиков» позволяет не отвлекать бронетехнику на охрану, что дает ей возможность решать те задачи, для которых она и предназначена.
Вооруженная машина, помимо всего прочего, уже сегодня является настоящим трансформером, к чему еще только-только приходит легкая бронетехника: грузовик можно превратить в гантрак путем установки в кузов бронемодуля, который, в свою очередь, можно выгрузить на дороге и получить таким образом блокпост.
Наличие в транспортной колонне гантраков создает дополнительные сложности нападающим: если раньше для атаки на обычные грузовики достаточно было легкого стрелкового оружия и взрывчатки, то для подавления вооруженных машин требуется тяжелое вооружение. Оно и весит больше, и боеприпасов к нему можно унести не так много — в общем, засада в этом случае не превращается в легкую прогулку с расстрелом, как в тире: гантраки запросто могут превратить в решето самого нападающего. Особенно если учесть, что современные «боевые грузовики» могут маскироваться под обычные тентованные...
Конечно, для встречного танкового боя гантрак слабоват, но для подобных вещей машина и не предназначена. Единственными крупными минусами, вытекающими из особенностей применения подобной техники, являются слабая противоминная защищенность и формирование гантраков из состава собственного подразделения, что повышает нагрузку на оставшиеся «чистые» грузовики и их водителей. Однако работы по усилению противоминной защиты грузовиков плодотворно ведутся, а проблему с личным составом можно решить, прикрепляя к транспортным подразделениям специальные охранные гантраки.
Впрочем, как будет развиваться данный тип техники, покажет время...