Танкетка «Карден-Лойд» и ее наследники: Снабжение
В любом случае, шла ли речь о простом гусеничном пулемете либо о возрождении рыцарской конницы на новом уровне технологий, требовалось разработать машину — очень маленькую, простую в изготовлении и эксплуатации, так чтобы производить ее можно было в десятках, а в перспективе и в сотнях тысяч экземпляров. Новое механическое средство должно было сочетать хорошие скорость и проходимость с приемлемым уровнем защиты и вооружения. Многие конструкторы Англии, Франции и США пытались решить эту задачу.
На свой страх и риск разработками перспективного вооружения занимались и ветераны Первой мировой, капитаны британской армии и по совместительству владельцы небольшого тракторного завода Джон Карден и Вивиан Лойд. В 1925 году изобретателям удалось заинтересовать военное ведомство, добиться финансирования и перенести эксперименты из собственного гаража в цеха заводов фирмы «Виккерс-Армстронг». Первые пять прототипов танкетки оказались неудачными, но появившемуся в 1927 году шестому варианту суждено было стать одной из самых легендарных машин в истории танкостроения, породившей волну подражаний по всему миру.
Рождение легенды
Конструкция танкетки Carden Loyd Mk. VI была предельно простой, легкой и технологичной. Корпус собирался из соединенных клепкой катаных броневых листов толщиной 9 мм (вертикальные), 6 (наклонные) или 4 (днище). Двигатель располагался в центре низкой стальной коробки, обеспечивающей экипажу плохое укрытие, но хороший обзор поверх борта (крыша предусматривалась лишь в некоторых экспортных вариантах). Механик-водитель и командир-стрелок размещались по обе стороны мотора, крутящий момент с которого передавался на передние ведущие колеса через расположенные в носовой части корпуса планетарную коробку передач и обычный автомобильный дифференциал. Гусеничная ходовая часть представляла собой четыре опорных катка малого диаметра и блокированную подвеску на листовых рессорах. Для уменьшения тряски и шума (остававшихся, впрочем, весьма ощутимыми) катки обрезинивались.
Масштабы производства Carden Loyd Mk. VI оказались незначительными. Всего по заказу британской армии было поставлено 325 машин. Сомнительны были и иностранные заказы: Таиланд купил 60 танкеток, Италия — 25, СССР- 20, Швеция — 14, Польша — 11, Япония- 10, Бельгия, Боливия, Индия, Канада, Нидерланды, Франция, Чехословакия — по несколько штук. Вместе с тем компания «Виккерс-Армстронг» извлекла значительную прибыль, продавая лицензии. На своих заводах копии «Карден-Лойд» пожелали строить шесть государств: Италия, Польша, СССР, Чехословакия, Франция и Япония.
Но ни одна из стран не воспроизвела английскую конструкцию в точности, посчитав необходимым внести в нее те или иные улучшения. В Чехословакии было построено 74 LT vz.33, в Польше 650 ТК-3 и TKS, в Италии 1400 CV3/33. Дальше всех от первоначального замысла ушли французы: они видели в танкетке UE лишь бронированный тягач, не устанавливали вооружения и сохранили лишь ходовую часть английской машины. Японцы не оставили в неизменности даже ее, установив на свой «Тип 94» оригинальную подвеску системы Хара — с блоками на балансирах, соединенных рычагами и тягами с пружинами в горизонтальных трубах по бортам. Кроме того, японская танкетка получила башню с 6,5-мм пулеметом.
Советский аналог
В России первые проекты танкеток были рассмотрены (и отвергнуты как негодные) еще до революции. Позже, в 1920-х годах, отечественные конструкторы не раз возвращались к казавшейся перспективной концепции «вездеходного бронированного пулемета». Но создать машину, сочетающую простоту, дешевизну и надежность с приемлемыми боевыми характеристиками не удавалось.
Тем не менее уже в 1930 году производство танкеток было включено в трехлетний план танкостроения. Поскольку удачных советских разработок не имелось (модели Т-17, Т-21
Были проведены доработки: существенно усилена защита (корпус, кроме днища и крыши, целиком собирался из 10-мм броневых листов), усложнилась и конструкция. Появились лючки для быстрого доступа к тормозным валикам, дифференциалу, коробке передач и приводам управления. Откидные колпаки закрывали двигатель и места водителя и стрелка. В бортах проделали смотровые щели с броневыми задвижками.
Английский пулемет был заменен советским 7,62-мм ДТ с углами обстрела по 10 градусов вправо и влево (откровенно недостаточными, как, впрочем, и у всех иностранных безбашенных танкеток). Зато пулемет легко мог быть снят и использован как ручной. Место в центре корпуса занял автомобильный 40-сильный четырехцилиндровый двигатель «Форд» с заимствованными у грузовика ГАЗ-АА карбюратором, стартером и трансмиссией, включающей четырехскоростную коробку передач. Это упрощало не только производство, но и обслуживание танкетки, а также обучение экипажей.
Масса машины увеличилась, поэтому гусеницу пришлось расширить до 150 мм, в подвеску же был добавлен еще один блок спаренных опорных катков. Танкетка получила отечественное электрооборудование с напряжением сети 6В с выводом второго контакта 80 А•ч аккумуляторной батареи на корпус. Средств связи не предусматривалось.
За счет усиления бронирования советский вариант при тех же габаритах оказался почти вдвое тяжелее, но подвижность была сохранена благодаря установке более мощного двигателя и широких гусениц. Боекомплект к пулемету уменьшен, так как скорострельность ДТ ниже, чем у «Виккерса» с ленточным питанием, а патроны в дисках занимают больше места. Но малая скорострельность советского пулемета отчасти компенсировалась высокой надежностью, а запас патронов остался вполне достаточным. Позже он был дополнительно сокращен с 40 до 28 63-зарядных магазинов. Принимая во внимание, что при оценке танкеток именно недостаточное бронирование вызывало основные нарекания, можно заключить, что советским конструкторам удалось повысить боеспособность машины. Хотя, конечно, возросла и стоимость производства, а более крупный двигатель уменьшил и без того тесное боевое отделение.
Танкетки в бою
Тактика использования танкеток и их место в армейских соединениях неоднократно пересматривались. Изначально предполагалось, что производство их будет исключительно массовым (в случае войны — до 16000 в год) и каждая из дивизий РККА получит по батальону Т-27. Но чем более полное представление о возможностях машины давали проводимые маневры, тем скромнее становилась отводимая ей роль.
В реальности Т-27 поступали в разведывательные подразделения стрелковых и кавалерийских дивизий, где почти сразу же начали рассматриваться как машины учебные. В 1933 году после выпуска 3300 Т-27 производство «классических» танкеток в СССР было завершено. На экспорт этот образец советской бронетехники практически не поставлялся. Лишь десяток танкеток был отправлен в Монголию да несколько штук — в Турцию. Разочаровались в своих «Карден-Лойдах» и англичане. Еще несколько лет приверженность этому виду вооружений сохраняли лишь итальянцы и поляки.
Плохой обзор мешал экипажу танкетки вести разведку. Задачи «штурмового пулемета» она выполнять не могла, так как поражалась бронебойными пулями из винтовок со 150, а при удаче и с 250 м. Да и какой урон мог нанести ее пулемет засевшей в окопах пехоте?
Вооружение требовалось усилить. На следующее поколение танкеток Т-27 пытались ставить 37-мм траншейную пушку Гочкиса, еще 187 машин были выпущены в варианте ХТ-27. «Химические» танкетки оборудовались пневматическим огнеметом с дальностью стрельбы 25 м. Но шансов, что противник подпустит танкетку на дистанцию огнеметания, было мало. К тому же малый угол обстрела не раз приводил к тому, что приблизившиеся к позициям пехоты танкетки «брались на абордаж». «Гочкис» позволял поражать пулеметные гнезда с безопасного расстояния, но оказался малоэффективным.
Были попытки превратить танкетку в дистанционно управляемую «сухопутную торпеду» (ТТ-27, 1932 год). Три пары, получившие индекс КТ-27, были переоборудованы в самоходные 76,2-мм полковые пушки (орудие размещалось на одной танкетке, расчет и снаряды — на второй). В 1933 году одну танкетку в порядке эксперимента вооружили безоткатным орудием, а еще несколько приспособили для доставки саперного имущества. Проверялась возможность десантирования Т-27 с воздуха беспосадочным способом. Но ни один из вариантов модернизации не признали удовлетворительным.
Экспериментировали со своими «Карден-Лойдами» и англичане. Серийно выпускались огнеметная модификация и транспортер пехоты (десант размещался на крыше), а также командирская трехместная танкетка. Некоторые Carden-Loyd Mk. VI переделывались в кабелеукладчики или оборудовались аппаратурой для постановки дымовых завес (известно, что японская армия применяла такой вариант машин в Китае). К танкеткам производились прицепы для перевозки горючего и боеприпасов.
Советские Т-27 приняли участие в разгроме последних басмаческих отрядов в Средней Азии. В конфликтах с Японией они уже не использовались, и только во время Зимней войны сотня машин была отправлена на фронт. Судя по тому, что потеряно было лишь несколько из них, в боях они практически не участвовали. За полтора месяца до начала Великой Отечественной танкетки были сняты с вооружения РККА. На тот момент в западных военных округах насчитывалось еще около 900 машин (из 2200 сохранившихся), большей частью неисправных.