Десятый встретил пятидесятый: Т-50 на МАКС-2011
Международный авиационно-космический салон (МАКС) проводится в подмосковном Жуковском каждые два года, начиная с 1993 г. Сегодня это крупнейшая выставка подобного рода в Восточной Европе и событие, значимое для всего мира. Здесь демонстрируют последние достижения отечественной авиационной и космической промышленности, военные и гражданские, заключают контракты — и, конечно, проводят впечатляющие демонстрационные полеты. В салоне регулярно участвуют российские и зарубежные пилотажные группы, в воздух поднимаются новейшие образцы самолетов и вертолетов.
Нынешний, уже 10-й по счету, МАКС продолжался шесть дней, для всех желающих выставка была открыта, по традиции, последние три дня — в общей сложности его посетили почти полмиллиона человек. В работе салона приняли участие больше 600 российских и больше 200 зарубежных компаний. Стоимость заключенных ими контрактов превысила 10 млрд долларов, что стало рекордом в истории авиасалона. Было представлено около 240 образцов авиатехники, и почти 100 из них — в полете. Среди отлетавших на МАКСе «звезд» — Sukhoi Superjet 100, Airbus A380, Boeing Dreamliner и, конечно, первые прототипы ПАК ФА. О них мы и расскажем.
МАКС-2011 стал для российского истребителя пятого поколения ПАК ФА премьерным, и можно сказать, что едва ли не половину иностранных гостей и прессы привлек именно он. На МАКС-2011 широкая публика смогла наблюдать в небе первые его летные прототипы, Т-50−1 и Т-50−2, которые пилотировали летчики-испытатели Роман Кондратьев и Сергей Богдан. На статической экспозиции самолет представлен не был, так что «пощупать» этот сверхсекретный самолет никому постороннему так и не удалось.
Оба прототипа летали, начиная с 17 августа, по 10−15 минут, демонстрируя небольшой набор пилотажных фигур — например, медленный пролет на малой высоте — но остерегаясь от самых зрелищных элементов высшего пилотажа. Это вполне объяснимо, ведь летные испытания Т-50 еще в самом разгаре, и рисковать неудачей на этом этапе никак не стоило.
Как водится, не все прошло гладко, и в последний день работы авиасалона полет одного из прототипов так и не состоялся. По сообщениям очевидцев, во время разгона появилась вспышка, после чего пилотировавший его Сергей Богдан принял осторожное и разумное решение прекратить взлет и выпустить тормозной парашют. По предварительным данным, причиной неудачи стал помпаж двигателя — нарушение стабильности его работы из-за потери устойчивого течения воздуха в компрессоре.
Напомним, что летают прототипы Т-50 пока еще не тех двигателях, которые должны стать ему «родными». На обоих установлены АЛ-41Ф1 с управляемым вектором тяги, разработка совсем новая, но еще недостаточно мощная и энергоэффективная. Ожидается, что на поздних версиях самолета будет использоваться более совершенный двигатель, который сейчас ударными темпами создается в НПО «Сатурн».
Тем не менее, премьеру Т-50 можно назвать вполне успешной, к тому же руководители ОАК и «Сухого» обнародовали немало интересных сведений о состоянии и перспективах проекта пятого поколения. В частности, стало известно, что уже до конца года к испытаниям присоединятся еще два прототипа, сборка которых находится на завершающих стадиях. Первые опытные самолеты начнут поступать в ВВС в 2013 г., где будут проходить испытания на боевое применение, а окончательно в армию он должен начать поставляться с 2015 г. По заявлению главы ОАК Михаила Погосяна, всего планируется произвести около 600 таких самолетов, из которых треть достанется российским ВВС, треть — нашим партнерам из Индии, и треть будет поставлена на экспорт.
Помимо самих прототипов Т-50, на МАКС-2011 демонстрировались и отдельные образцы его бортовых систем и компонентов, которые создаются различными предприятиями России. К примеру, Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) представил макет оптоэлектронного комплекса, включающий, по словам главы УОМЗ «шесть интегрированных станций», некоторые из которых «уникальны и по характеристикам, и по идеологии применения». К сожалению, никаких деталей об этом комплексе раскрыто не было.
По словам неназванного источника в одной из компаний, участвующих в создании Т-50, «точно можно сказать, что по ряду характеристик T-50 превосходит иностранные аналоги, прежде всего по маневренности... система искусственного интеллекта также сильно удивит оппонентов».
Читайте также: «Портрет на фоне. Китайский J-20 и российский СУ ПАК ФА».