Возрождение XZ439: авиашоу

Бывший летчик-испытатель Корпуса морской пехоты собирает команду рукастых добровольцев, чтобы вдохнуть новую жизнь в списанный морской истребитель вертикального взлета Harrier. самолет отвечает им взаимностью.
Возрождение XZ439: авиашоу

Этот старый Harrier — зверюга с характером, и бывает, что ему просто неохота летать. Сегодня у него отказал топливный насос, и вся компания народных умельцев мрачно сидит вокруг него, дожидаясь, когда привезут запчасти. Ведь выбрал же момент для своих капризов  - тысячи людей съехались к районному аэропорту в виргинской глубинке, чтобы посмотреть, как Sea Harrier XZ439, единственный летающий гражданский самолет такого типа, с ревом разорвет воздух на предельной скорости 1170 км/ч. Это впечатляет, особенно если знаешь, что перед тобой списанный истребитель, которому уже стукнул 31 год. Однако для зрителей, окруживших небольшую взлетно-посадочную полосу, скоростные возможности самолета не так уж и интересны. Они пришли посмотреть на его танец.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Владелец этого самолета Арт Ноллс вошел в историю 10 ноября 2007 года, когда впервые поднял в воздух отреставрированный Harrier. Это было в Мэриленде, над региональным аэропортом округа Сент-Мэри. Ноллс стал первым гражданским пилотом за штурвалом такого аппарата, который он описал как «марионетку без ниточек». Имея четыре поворотных сопла с суммарной тягой почти в 10 т, этот семитонный истребитель способен на вертикальный взлет и приземление, почему и получил среди профессионалов кличку «джамп-джет» («истребитель-попрыгунчик»). Он может совершать крутые повороты, как в фигурном катании, зависать на месте и срываться в любом направлении, как стрекоза. А как бьет по нервам рев его двигателя Pegasus Mk. 106, построенного на заводах Rolls-Royce! Один из ведущих авиашоу сказал, что он «парит на облаке шума». А 56-летний Ноллс, который влюбился в эту машину, еще когда был пилотом Корпуса морской пехоты США, говорит так: «Полет ‘Харриера' — это настоящее волшебное шоу».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А сейчас несостоявшаяся звезда калпеперского авиашоу понуро сидит на земле. Еще обиднее становится от того, что Джо Андерсон, 64-летний друг Ноллса еще по морской авиации, пилот с 33-летним стажем активной летной службы, а теперь член его команды энтузиастов, сегодня сам собирался на нем полетать и по этому поводу пригласил на аэродром целую дюжину родственников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ноллс, здоровяк с обветренными щеками и седеющей шевелюрой, плюхается в складное кресло на выходе из ангара. Он бросает взгляд на пролетающую эскадрилью из шести бипланов, а потом поворачивается к своему «Харриеру». «Такой фокус никому не по душе», — говорит он.

Рядом с ним сидят несколько механиков, каждый из них уже четыре года жертвует выходными на то, чтобы повозиться с самолетом. Они пытаются развеять эту мрачную атмосферу. Рич Гилл (в свои пятьдесят с хвостиком он еще хоть куда и держит грудь колесом) подбрасывает шутку насчет жены, которая называет этот самолет «его толстой серой любовницей». Тему подхватывает 68-летний Пит Вайскопф: «А моя жена говорит, что уж лучше настоящая любовница, чем эта железяка, — тогда она видела бы меня чаще».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потом жена Ноллса, Пэт Хэттфилд-Ноллс, подтвердит, что у всех членов команды из-за этого самолета дома бывали проблемы. «Я от ребят все время слышу, что жены их ревнуют к самолету Арта, — рассказывает Пэт (она и сама ветеран ВМФ, там и повстречалась с Ноллсом в 1991 году). — Женщины говорят, что это просто глупость — вкладывать все свои деньги в один самолет.  - (По ее словам, весь этот проект обошелся в миллион долларов.)  - А я им отвечаю, что мы верим в нашу мечту».

Один из ведущих механиков, 34-летний Кристиан Влахос, предъявляет более простодушную мотивацию. «Спонсоры разных авиашоу присылают за нами лимузины, селят в шикарных гостиницах, приглашают на торжественные ужины, - говорит молодой парень с руками, покрытыми татуировкой в виде языков пламени. — Ну а кроме того, что может быть приятнее, чем смотреть на восторженные лица зевак, когда над ними танцует наш ‘Харриер».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Влахос рассчитывает, что следующим утром никто не лишит его такого зрелища. Есть надежда ночью поменять топливный насос, под утро опробовать двигатель и потом посадить Андерсона за штурвал. Народу будет уже поменьше, но полет от этого не станет менее красивым и захватывающим. В 2008  году, когда впервые перед публикой выступал XZ439, на авиационный праздник в Калпепер съехалось 4000 зрителей. В нынешнем году предполагалось выступить «на бис», доказав всему свету, что, хотя уникальные летные возможности «Харриера» обеспечиваются исключительно сложными механическими системами, команда энтузиастов, раз выпустив XZ439 в небо, может делать это снова и снова, не жалея своих вечеров и ночей, и ничто ее не остановит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разработка истребителя-попрыгунчика была начата в Великобритании еще в 1957 году. В основу легли успехи в конструировании поворотных сопел, что и обеспечило самолету его уникальные качества. В конце 1950-х — начале 1960-х британская фирма Hawker Siddeley построила прототип этого самолета, а серийный вариант появился в 1967-м, так что в войска он поступил в июле 1969 года. Потом последовало множество реконструкций, касавшихся как вооружения, так и летных качеств. В целом Harrier нес боевую службу более сорока лет и в  морской пехоте США, и на Королевском флоте, в Королевских ВВС, а также во флоте Испании. Ровно через десять дней после того, как XZ439 приземлился на аэродроме Калпепер, британское правительство объявило о списании 80 «Харриеров», которые все еще несли службу в британских ВМС. Этот шаг, который следует понимать как часть общего 7%-ного сокращения военных расходов, ознаменовал конец эпохи самолетов Harrier.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1972 году Арт Ноллс поступил в американскую военно-морскую академию в Аннаполисе (штат Мэриленд). Его специальностью были аэрокосмические инженерные дисциплины, но находилось время и для остроумных самоделок Ñ так, он сконструировал самый низкий в мире велосипед (всего 12 см в высоту), на котором гордо рассекал собственной персоной. Закончив академию и пройдя летную практику в Кингсвилле, штат Техас, он получил звание подполковника морской пехоты. Там в это время летали на американском варианте «Харриера» — AV-8B, который строили на заводах McDonnell Douglas. Первая посадка Ноллса на «Харриере» в морских условиях — это было приземление на палубу корабля ВМФ США Iwo Jima. «Это такой мощный самолет, - говорит он, — что, летая на нем, чувствуешь себя бесстрашным и всемогущим».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Агрессивный силуэт, острые углы, серые плоскости фюзеляжа и раздутые ноздри воздухозаборников — все это придает «Харриеру» бескомпромиссно воинственный облик, подчеркиваемый некоторым винтажным обаянием. Но есть еще кое-что, действительно выделяющее «Харриер» из ряда подобных крылатых хищников: это сочетание грубой силы с грацией. За штурвалом этой машины испытываешь ни с чем не сравнимый восторг, как если, например, оседлаешь бегемота и вдруг обнаружишь, что он так же легок в движениях, как, скажем, колибри.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, иногда «Харриер» бывает способен и на капризы. 29 апреля 1983 года во время учебного полета неподалеку от Ричмонда, штат Виргиния, на высоте 5 км самолет Ноллса вдруг потерял тягу. «У меня была скорость 350 узлов (630 км/ч), - рассказывает пилот. — Такого запаса вполне достаточно, чтобы дотянуть до земли, но вот остановиться в нужный момент  — это совершенно другой вопрос». Он сумел спланировать на взлетно-посадочную полосу гражданского аэропорта. «Полоса была длиной почти 3 км, и я  остановился буквально в 15 м от ее конца», - рассказывает Ноллс. За первую в истории посадку с неработающим двигателем на самолетах типа Harrier Ноллс был награжден престижной «Воздушной медалью» (Air Medal).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ноллс перестал летать на «Харриерах» в 1990 году, когда у него обнаружили хроническое заболевание среднего уха. «Это выбило у него почву из-под ног», - рассказывает Пэт Хэттфилд-Ноллс. Однако вскоре у него появилась новая цель в жизни — стать первым штатским, который владеет таким самолетом и может на нем летать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кристиан Влахос еще не встречал такого самолета, которого не смог бы починить. Раньше он был механиком в морской авиации, возился с истребителями F-14 и F/A-18, а потом вернулся к гражданской жизни в мэрилендской глубинке неподалеку от аэропорта Сент-Мэри. Когда Ноллс в 1998  году ушел с морской службы, он тоже осел в Мэриленде. Он открыл компанию по торговле недвижимостью, которая и стала финансовой основой предприятия Nalls Aviation, затеянного только для того, чтобы удовлетворить страсть к восстановлению этого старого военного самолета. В начале 2000 годов он начал искать механиков, которые могли бы обслуживать такие самолеты. Союз с Влахосом был просто неизбежен  — у того была в Сент-Мэри своя фирма Chesapeake Aviation, занимавшаяся обслуживанием самолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Арт — душа-человек. Он тебе отдаст свою последнюю рубашку, — говорит Влахос. — Странно было бы такому не довериться».

В 2005 году Ноллс нашел в Великобритании самолет с бортовым номером XZ439. Он позвонил Влахосу, чтобы сказать, что отправляет самолет в Америку, а Влахос, в свою очередь, отзвонил Джиллу: «Арт купил Харриер».

«А на кой черт это ему сдалось?» - отреагировал Джилл.

Его недоверие вполне можно понять — еще ни разу ни один гражданский не смог восстановить «Харриер» до летающего состояния. Но когда в начале 2006 года из-за океана привезли наконец XZ439, слухи об этой затее стали расходиться во все стороны. Как рассказывает Влахос, «каждый, прознав об этом, сразу просился в нашу компанию».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Влахос и Джилл не успели оглянуться, как оказались во главе целой команды фанатов — человек двенадцать только постоянных членов, не считая тех, кто заглядывал время от времени. Два механика сразу же занялись механикой катапультного кресла. Это сложнейшее устройство может в нужный момент спасти вам жизнь, выкинув вас из падающего аппарата, но может оказаться и убийцей. Бывали случаи, когда катапульта срабатывала просто при достаточно жесткой посадке и разбивала пилоту голову, ударив его о фонарь кокпита.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно так в начале 1970-х погиб один из пилотов в звене Джо Андерсона. А 11 ноября 2007 года во время второго полета XZ439, когда за штурвалом сидел Ноллс, его, как рассказывает Джо, едва не постигла такая же участь. Через 11 минут после взлета у самолета отказала гидравлика, и пилот не смог выпустить шасси. Полчаса Ноллс нарезал в воздухе узкие круги, надеясь, что шасси вылезут сами собой под воздействием центробежной силы. Добившись этого, он запросил аварийную посадку в Патуксент-Ривер на авиабазе морской пехоты — минутах в 15 езды от Сент-Мэри.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вся команда поддержки ринулась в Патуксент. Ноллс аккуратно завис над взлетной полосой. «Сердце у меня провалилось в пятки, — рассказывает Влахос. — Катапульта была в полной боевой готовности, а ведь наш Арт уже 16 лет как не совершал на ‘Харриере' вертикальной посадки». Ноллс посадил самолет, постоял неподвижно несколько секунд, и тут подломилась стойка шасси (как стало понятно, шасси удалось выпустить, но оно не зафиксировалось). Самолет грохнулся оземь. «У меня так резко дернулась голова, что я подумал, будто сломана шея, — рассказывает Ноллс. — Однако ничего, пошевелил пальцами рук, потом ног и понял, что это ложная тревога».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Влахос, Джилл и Андерсон ринулись к самолету. Ноллс сдвинул фонарь и с ухмылкой смотрел на свою ошалевшую команду. «Моя милашка может сесть сама, почти без посторонней помощи», — сказал он.

На Калпепер опускаются сумерки. Авиационный праздник постепенно стихает. Ноллс отправляется в Country Club of Culpeper — там запланирован торжественный ужин с группой организаторов авиашоу. Механики остаются неподалеку от ангара, готовые приступить к замене топливного насоса. Пришла ночь, «Харриер» закатывают в хорошо освещенный ангар и снимают панель с его подбрюшья. Брайант Халфорд, механик из морской авиации, берет в руки гайковерт 3/8 и быстренько откручивает полсотни небольших болтиков, которые держат на месте топливный насос. Потом вынимает поврежденную помпу и ставит на ее место новую. В отсеке так тесно, что не повернуться, Халфорд действует в одиночку, удерживая рукой восьмикилограммовую чушку и наживляя другой рукой бесчисленные болты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 10 часов вечера вся работа уже закончена, и довольные механики направляются в загородный клуб, чтобы составить компанию Ноллсу. Окруженные облаком керосиновых паров, ребята входят в зал, обшитый дубовыми панелями. Публика встает и приветствует их аплодисментами.

Следующим утром, где-то часов в шесть, «Харриер» выкатывают из ангара. На сцене появляется топливная цистерна. Ни Ноллс, ни механики не говорят ни одного лишнего слова. Напряжение нарастает, по мере того как в небо поднимается солнце. И вот в баки залито 100 л топлива, команда окружает самолет и внимательно вглядывается, не проступили ли где-нибудь коварные капельки керосина. «Утечек нет», - констатирует Халфорд.

Джо Андерсон обряжается в свой летный комбинезон. Под взглядами жены и других членов семьи, включая двух внучат-подростков, он забирается в кокпит и показывает всем большой палец. С отдающимся под ложечкой ревом «Харриер» выруливает на взлетную полосу. Самолет окутывает прозрачное облако горячего выхлопа. Под крутым углом Андерсон взмывает в небо, делает петлю, а потом зависает на глазах у изумленной публики. Вот он кружится в воздухе, то резко замирает на месте, то снова пускается в пляс. Вот он — истинный характер «Харриера». Его хлебом не корми — дай попижонить и повеселить публику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Закончив еще один пируэт, Андерсон дает полный газ и взмывает в зенит. Публика одобрительно ревет, а  Андерсон, сделав круг, мягко садится на землю. Вот он вылезает из кабины, и начинаются бесчисленные объятья и выражения восторгов. Ребята все-таки спасли этот праздник, успели починить XZ439 для еще одного успешного полета, а  Андерсону достался «исключительный подарок». «Пока я  был в воздухе, отвлекаться было некогда, тут и радиосвязь с Артом, и проверка координат, и отслеживание приборов, - говорит Андерсон. - А  вот когда я  уже сел, тогда на меня все и нахлынуло. Все-таки в этом самолете кроется чудесная сила».