Оружие века: самолеты

Первый в мире истребитель-разведчик был оснащен надежным механизмом синхронизации стрельбы пулемета с режимом вращения лопастей пропеллера, что давало ему неоспоримое превосходство в воздухе в противоборстве с другими самолетами в ходе Первой мировой войны в 1915–1916 годах.
Оружие века: самолеты

Самый страшный самолет Первой мировой: Fokker E. I Eindecker

Страна: Германия

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый полет: 1915

Нормальная взлетная масса: 660 кг

Размах крыла: 8,5 м

Двигатели: 1 ПД (поршневой двигатель) Oberursel U.0, 80 л.с.

Максимальная скорость: 132 км/ч

Практический потолок: 3000 м

Практическая дальность: 200 км

Cамолет получил прозвище Fokker scourge («карающий» Fokker). Самолет был настолько эффективен в качестве истребителя, что англичане запрещали своим пилотам летать над линией фронта в одиночку, поскольку при встрече «один на один» у других самолетов просто не было никаких шансов против «Фоккера», вооруженного 7,92-мм пулеметом LMG 08/15 Spandau. Один из Fokker E. I (Eindecker означает моноплан), захваченный в 1916 году, сейчас находится в экспозиции Лондонского музея науки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый серийный боевой самолет с вертикальным взлетом и посадкой: Hawker Siddeley Harrier

Страна: Великобритания

Первый полет: 1967

Максимальная взлетная масса: 11500 кг

Размах крыла: 7,7 м

Двигатели: 1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk.103 тяга 8750 кгс

Максимальная скорость: 1185 км/ч

Практический потолок: 15000 м

Максимальная дальность: 1900 км

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый в мире легкий штурмовик/истребитель вертикального взлета и посадки. Начиная с 1967 года построено 257 машин различных модификаций, включая 110 самолетов AV-8A, произведенных по лицензии в США фирмой McDonnell Douglas, которые стояли на вооружении в ВВС Великобритании, ВМС Испании и Таиланда и Корпуса морской пехоты США. Машина успела повоевать во время Фолклендской войны, где 20 «Харриеров», базировавшихся на британских авианосцах Hermes и Invincible, сбили 21 аргентинский самолет.

Самый быстрый самолет: Lockheed SR-71 Blackbird

Страна: США

Первый полет: 1964

Максимальная взлетная масса: 77 т

Размах крыла: 17 м

Двигатели: 2 ТРДДФ Pratt Whithey J58-P4

Максимальная скорость: 3500 км/ч

Практический потолок: 26 000 м

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Практическая дальность: 5200 км (на дозвуке)

Стратегический высокоскоростной самолет-разведчик ВВС США. Первый самолет в мире, созданный с применением технологий снижения радиолокационной заметности. В его конструкции были использованы титановые сплавы, поскольку из-за высокой скорости полета обшивка нагревалась до 400−500°С. Всего было построено 32 машины (12 потеряно в процессе эксплуатации). В 1976 году SR-71 установил официальный абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолетов — 3529,56 км/ч, который не побит до настоящего времени. Самолет совершал разведывательные полеты над Вьетнамом и Северной Кореей в 1968 году, во время холодной войны над территорией СССР и Кубы, а в 1973-м применялся для разведки территории Египта, Сирии и Иордании в ходе арабо-израильской войны. Самолет был «вооружен» приборами радиоэлектронной и фоторазведки и РЛС бокового обзора. Помимо ВВС США и ЦРУ, SR-71 эксплуатировало NASA — в качестве летающей лаборатории в рамках программ AST (Advanced Supersonic Technology) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый многомоторный самолет: «Русский Витязь»

Страна: Россия

Первый полет: 1913

Нормальная взлетная масса: 4000 кг

Размах крыла: верхнего — 27 м, нижнего — 20 м

Двигатели: 4 поршневых Argus, 4 х 100 л.с.

Максимальная скорость: 90 км/ч

Практический потолок: 600 м

Практическая дальность: 170 км

Первый в мире многомоторный самолет, положивший начало созданию тяжелой авиации. Самолет был спроектирован выдающимся авиаконструктором Игорем Сикорским. Первый полет аппарат совершил в мае 1913-го, а уже в августе того же года был установлен мировой рекорд продолжительности полета — 1 ч 54 мин. Прямым его последователем стал другой выдающийся образец авиационной техники XX века — самолет «Илья Муромец».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый турбореактивный боевой самолет: Messerschmitt Ме-262

Страна: Германия

Первый полет: 1942

Нормальная взлетная масса: 6400 кг

Размах крыла: 12,5 м

Двигатели: 2 турбореактивных двигателя Junkers Jumo 004B-1, тяга 2 х 900 кгс

Максимальная скорость: 850 км/ч (на высоте)

Практический потолок: 11000 м

Практическая дальность: 1040 км

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С турбореактивными двигателями Junkers Jumo 004, совершивший первый полет в 1942 году, настолько превосходил традиционные истребители по таким характеристикам, как скорость и скороподъемность, что к нему вполне подходило часто употребляемое определение «чудо-оружие». Хотя самолет был изначально задуман как истребитель, Гитлер потребовал превратить его в бомбардировщик, неуязвимый для истребителей противника благодаря скорости и высоте полета. Однако командование люфтваффе посчитало это решение ошибочным. В результате к 1944 году самолет не был готов ни в варианте истребителя, ни в варианте бомбардировщика. Первыми жертвами Me-262 летом 1944 года стали «Москито» и"Спитфайр», скорость и высота полета которых уже не могли служить надежной защитой от реактивных истребителей. Осенью этого же года Me-262 показали свои возможности в качестве реактивных бомбардировщиков, уничтожив мосты в Нимвегене и Ремагене и английский аэродром в Эндховене. И хотя в целом успехи Me-262 были достаточно скромными, они наглядно показали, в каком направлении будет развиваться военная авиация в будущем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый высотный истребитель: Истребитель-перехватчик МиГ-25

Страна: СССР

Первый полет: 1964

Максимальная взлетная масса: 41 т

Размах крыла: 14 м

Двигатели: 2 ТРДФ Р-15Б-300

Максимальная скорость: 3000 км/ч (на высоте)

Практический потолок: 24700 м

Практическая дальность: 1730 км (на дозвуке)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это первый в мире серийный истребитель, достигший скорости 3000 км/ч. В 1961 году в ОКБ А.И. Микояна началось проектирование самолета, способного перехватить перспективный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie. Самолет с заводским шифром Е-155 совершил первый полет в марте 1964 года, а в 1969-м началось серийное производство. Самолет под названием E-266 стал рекордсменом по числу установленных на нем мировых рекордов: скорости на различных замкнутых маршрутах (100/500/1000 км) и на базе 15/25 км, скороподъемности и абсолютной высоты полета (22 июля 1977 года А.В. Федотов достиг на этом самолете высоты 37 800 м). Некоторые из этих рекордов не побиты до сих пор. Поскольку самолет развивал высокую скорость и обшивка разогревалась почти до 300 °C, в качестве основных конструкционных материалов были выбраны нержавеющие стали, титановые и жаропрочные алюминиевые сплавы. До начала 1990-х МиГ-25 в варианте перехватчика составлял основу ПВО ВВС СССР. Самолет выпускался в варианте перехватчика, а также в разведывательных и разведывательно-ударных вариантах. Сейчас на вооружении России находится несколько десятков разведчиков-бомбардировщиков МиГ-25РБ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый долгоживущий бомбардировщик: Boeing B-52 Stratofortress

Страна: США

Первый полет: 1952 (B-52A)

Максимальная взлетная масса: 220 т

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

(для модификации B-52H)

Размах крыла: 56 м

Двигатели: 8 ТРД Pratt & Whitney TF33-P-3/103, тяга 8 х 7600 кгс

Максимальная скорость: 1000 км/ч

Практический потолок: 15000 м

Максимальная дальность полета: 16200 км

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наиболее массовый тяжелый бомбардировщик в истории, и к тому же рекордсмен по активному долголетию среди всех боевых самолетов. С 1952 по 1962 год было выпущено почти 750 самолетов восьми модификаций, но машины в варианте B-52H все еще состоят на вооружении ВВС США. 75 из них прослужат аж до 2040 года, что позволит этому бомбардировщику стать самым «старослужащим» самолетом в истории (он также считается рекордсменом по дальности). B-52 создавался как носитель ядерного оружия, и постоянное боевое дежурство этих бомбардировщиков было прекращено только в 1991 году. Самолет принимал активное участие в войне во Вьетнаме, а также во всех региональных войнах и конфликтах последнего времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый массовый реактивный самолет: Истребитель МиГ-15

Страна: СССР

Первый полет: 1947

Нормальная взлетная масса: 4800 кг

Размах крыла: 10 м

Двигатели: 1 ТРД РД-45Ф, тяга 2270 кгс

Максимальная скорость: 1030 км/ч

Практический потолок: 15200 м

Практическая дальность: 1300 км

Самолеты с заводским наименованием И-310 были оснащены британскими двигателями Rolls-Royce Nene. Конструкция этого двигателя была взята за основу при выпуске первого советского турбореактивного двигателя ВК-1 (РД-45), которым стали оснащать самолеты, получившие название МиГ-15. Эти истребители стали настоящей звездой корейской войны, они также воевали в Китае и на Ближнем Востоке. Этот истребитель стал самым массовым самолетом в истории реактивной авиации — с учетом лицензионного производства в других странах всего было выпущено более 15000 машин, которые использовались в 40 странах. Последние МиГ-15 были сняты с вооружения ВВС Албании в 2005 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый малозаметный ударный самолет: Lockheed Martin F-117A Nighthawk

Страна: США

Первый полет: 1981

Нормальная взлетная масса: 23600 кг

Размах крыла: 13,3 м

Двигатели: 2 ТРДД General Electric

F404-GE-F1D2, тяга 2 х 4670 кгс

Максимальная скорость: 970 км/ч

Практический потолок: 13700 м

Боевой радиус действия: 920 км

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Единственный в мире легкий бомбардировщик, выполненный по технологии «стелс», серийно выпускался с 1982 по 1991 год, всего построено 59 самолетов. Предназначен для скрытного преодоления системы ПВО противника и нанесения высокоточных ударов по важным наземным целям, для чего может нести управляемые авиабомбы и управляемые ракеты (максимальная боевая нагрузка- 2670 кг). Принимал участие в боевых действиях в Панаме, обеих войнах в Ираке и операции против Югославии. В 2008 году снят с вооружения. Сведения об эффективности самолета противоречивы, но само его существование — наглядная иллюстрация мастерства авиаконструкторов, которые смогли заставить летать столь экзотическую машину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый серийный истребитель пятого поколения: Lockheed Martin F-22 Raptor

Страна: США

Первый полет: 1990

Нормальная взлетная масса: 38 т

Размах крыла: 13,6 м

Двигатели: 2 ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100, тяга 2 х 15600 кгс

Максимальная скорость: 2410 км/ч

Практический потолок: 19800 м

Боевой радиус действия: 760 км

Первый в мире и пока единственный серийный многофункциональный истребитель пятого поколения, реализующий все признаки самолетов такого типа: малозаметность (технология «стелс»), сверхманевренность, крейсерский сверхзвуковой полет, высокая степень автоматизации, процессов пилотирования, навигации, обнаружения целей и применения оружия. Основной состав вооружения размещается во внутренних отсеках. Первый полет предсерийной машины состоялся в сентябре 1997 года. Планировалось закупить для ВВС США 384 самолета, но в связи с кризисом и высокой стоимостью машин (это самый дорогой истребитель в истории, его себестоимость — около $150 млн) программа сократилась до 188 экземпляров.