Грозные субмарины США и СССР: военные проекты сильнейших держав мира

В 1970-х военные разведчики США решили попытать счастья на свалке металлолома, приобретенного у СССР. Им удалось найти кусок титановой обшивки, на который были нанесены цифры 705. Так американцы узнали о подводной лодке «Лира», получившей в НАТОвской классификации имя «Альфа».
Грозные субмарины США и СССР: военные проекты сильнейших держав мира

Революционная: проект 705 «Лира»

Эта история похожа на легенду. А вот то, что «Альфа», практически неуязвимая для вооружений того времени, буквально перевернула все представления американцев о подводном флоте и противолодочных средствах, — это уже чистая правда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Концепция 705-го проекта сформировалась в конце 1950-х. Малогабаритная автоматизированная лодка с уменьшенным составом экипажа должна была стать своеобразным подводным перехватчиком, способным догнать и поразить любую цель. Особым постановлением ЦК КПСС главному конструктору Михаилу Русанову было разрешено при проектировании машины отступать от существующих норм и правил кораблестроения.

Феноменальной скорости более 40 узлов предполагалось достичь за счет высокой мощности силовой установки при малых размерах и массе корабля. Корпус сварили из титана. Чтобы сделать лодку компактной, радикально уменьшили численность экипажа. Впервые в истории на подводной лодке была применена комплексная автоматизированная система управления. Все боевые и технические средства корабля управлялись и контролировались с центрального поста. Механизирован был даже камбуз. Высокопрофессиональный экипаж корабля состоял из 24 офицеров и шести мичманов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 705 «Лира»

Силовая установка «Альфы» более чем на полвека опередила свое время. Сердцем корабля стал реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Вместо воды в его охлаждающих контурах струился расплав свинца и висмута. Реакторы на быстрых нейтронах безопаснее традиционных и имеют высокую удельную мощность, а ЖМТ позволяет быстрее выводить силовую установку на режим максимальной мощности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Альфа» могла разогнаться до полного хода всего за минуту, развернуться на полной скорости на 180 градусов всего за 42 с, чтобы зайти в теневую зону прицельных систем корабля неприятеля. Скорость более 40 узлов позволяла уходить от торпед. На полном ходу машина издавала страшный шум и была легко заметна для акустиков, но ее обнаружение повергало соперника в страх: противостоять «Альфе» в дуэли было практически невозможно.

На вооружении советского флота состояло шесть лодок 705-го проекта. Субмарина будущего была слишком сложна в эксплуатации. На опытном образце было выявлено растрескивание сварных швов титанового корпуса. Атомная установка «Альф» должна была постоянно поддерживаться в рабочем состоянии, чтобы температура ЖМТ не опускалась ниже 120 °C. В результате неполадок на лодке К-123 реактор был заглушен, теплоноситель застыл, и вся силовая установка превратилась в радиоактивную груду металла, не подлежащую восстановлению. Работы по утилизации реактора не завершены по сей день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Класс Holland

Первая: класс Holland

Страна: США

Спущена на воду: 1901

Силовая установка: бензин-электрическая

Длина: 19,46 м

Водоизмещение: 125 т

Предельная глубина погружения: 30 м

Подводная скорость: 8 узлов (14,8 км/ч)

Экипаж: 8 человек

Ирландский иммигрант Джон Филипп Холланд первым догадался установить на подводную лодку два двигателя: электрический для подводного хода и бензиновый для надводных перегонов. Это позволило лодкам Holland успешно проявить себя в Русско-японской войне, причем и на российской, и на японской сторонах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
SSN-571 «Наутилус»

Атомная: SSN-571 «Наутилус»

Страна: США

Спущена на воду: 1954

Силовая установка: атомная

Длина: 97 м

Водоизмещение: 4222 т

Предельная глубина погружения: 213 м

Подводная скорость: 23 узла (42,6 км/ч)

Экипаж: 111 человек

Первая атомная подводная лодка — этим все сказано. От дизель-электрических лодок отличалась не только энергетической установкой, но и компоновкой: расположением балластных цистерн, размещением оборудования, конструкцией корпуса. «Наутилус» стал первым подводным кораблем, достигшим Северного полюса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
К-278 «Комсомолец»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Глубоководная: К-278 «Комсомолец»

Страна: СССР

Спущена на воду: 1983

Силовая установка: атомная

Длина: 110 м

Водоизмещение: 8500 т

Предельная глубина погружения: 1250 м

Подводная скорость: 31 узел (57,4 км/ч)

Экипаж: 60 человек

Единственный в мире подводный корабль проекта 685 «Плавник» установил мировой рекорд, погрузившись на глубину 1027 м. И прочный, и легкий корпуса лодки были сделаны из титанового сплава. На километровой глубине «Комсомолец» был практически неуязвим для любых противолодочных средств и невидим для гидроакустических средств обнаружения. Единственный корабль проекта 685 погиб 7 апреля 1989 года в результате пожара.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 613

Плодовитая: Проект 613

Страна: СССР

Спущена на воду: 1951

Силовая установка: дизель-электрическая

Длина: 76,06 м

Водоизмещение: 1347 т

Предельная глубина погружения: 200 м

Подводная скорость: 13 узлов (24 км/ч)

Экипаж: 52 человека

Дизель-электрическая средняя подводная лодка проекта 613 была построена самой большой в послевоенной истории серией в 215 кораблей. На ее базе создана 21 модификация ПЛ, включая опытную лодку с воздухо-независимой энергетической установкой на топливных элементах, лодку, вооруженную крылатыми ракетами, ПЛ радиолокационного дозора и опытные лодки для запусков макетов баллистических ракет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Флот

Массовая: U-Boot Klasse VII

Страна: Германия

Спущена на воду: 1939

Силовая установка: дизель-электрическая

Длина: 66,6 м

Водоизмещение: 857 т

Предельная глубина погружения: 250 м

Подводная скорость: 8 узлов (14,8 км/ч)

Экипаж: 48 человек

Подводная лодка седьмого класса известна не только рекордным количеством построенных экземпляров (за время Второй мировой войны в строй вошли 703 машины), но и замечательной боевой результативностью. Знаменитая U-48 совершила 12 боевых походов общей продолжительностью 325 дней и потопила 51 судно и один военный корабль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 949А «Антей»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опасная: проект 949А «Антей»

Страна: СССР

Спущена на воду: 1985

Силовая установка: атомная

Длина: 155 м

Водоизмещение: 24 000 т

Предельная глубина погружения: 600 м

Подводная скорость: 32 узла (59,3 км/ч)

Экипаж: 130 человек

В мире подводные лодки проекта 949А принято называть «убийцами авианосцев». Огромный корабль с подводным водоизмещением 24 000 т несет на борту 24 крылатые ракеты противокорабельного комплекса «Гранит». Одним из 11 кораблей проекта «Антей» был К-141 «Курск», погибший в Баренцевом море 12 августа 2000 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
SSBN-598 «Джордж Вашингтон»

Классическая: SSBN-598 «Джордж Вашингтон»

Страна: США

Спущена на воду: 1959

Силовая установка: атомная

Длина: 116,3 м

Водоизмещение: 6888 т

Предельная глубина погружения: 270 м

Подводная скорость: 25 узлов (46,3 км/ч)

Экипаж: 112 человек

Своим появлением первый атомный ракетоносец «Джордж Вашингтон» завершил формирование классической ядерной триады — современного механизма ядерного сдерживания, при котором стратегический арсенал государства размещается на суше, на море и в воздухе. Корабль нес 16 двухступенчатых баллистических ракет UGM-27 «Поларис» и мог запускать их с глубины 20 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 941 «Акула»

Габаритная: проект 941 «Акула»

Страна: СССР

Спущена на воду: 1980

Силовая установка: атомная

Длина: 172,8 м

Водоизмещение: 49800 т

Предельная глубина погружения: 500 м

Подводная скорость: 25 узлов (46,3 км/ч)

Экипаж: 160 человек

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения вооружен 20 трехступенчатыми твердотопливными ракетами с дальностью полета более 8300 км с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Полное подводное водоизмещение ракетоносца- 49800 т. Мощность полного хода- 100000 л.с.