Отличное средство: как военные используют дым в целях маскировки
16 апреля 1945 года — день начала Берлинской операции — ознаменовался двумя важными событиями. Войска 1-го Белорусского фронта атаковали позиции германской 9-й армии в районе Зееловских высот, а 1-й Украинский фронт форсировал реку Нейсе. На штурм Зееловских высот войска 8-й ударной армии пошли в озарении светящих в спину зенитных прожекторов. Какими бы соображениями ни руководствовался Жуков, это была не очень хорошая идея. Мало того что мощнейшая артподготовка проутюжила заранее оставленную врагом первую линию траншей, почти не затронув вторую, — разрывающиеся снаряды подняли в воздух тонны грунта, создавшие перед наступавшими войсками почти непроницаемую завесу из светящейся пыли. Зато оборонявшиеся отлично видели при контровом свете идущих на штурм советских солдат. Форсирование Нейсе войсками Конева стало своего рода зеркальным отображением жуковского наступления. Разведка вовремя обнаружила традиционную немецкую хитрость, и артподготовка нанесла серьезный ущерб именно второй линии траншей. Переправу же через реку никто не подсвечивал — напротив, штурмовые мостики наводились под прикрытием дымовой завесы.
Приказано дымить!
«Химики» отлично потрудились на завершающем этапе Великой Отечественной. Дымовые завесы оберегали штурмующих и во время предшествующих Берлинской операции боев за Кюстрин, а затем и в самом Берлине. Исключительную роль сыграла дымовая маскировка во время кровавого форсирования Днепра, хотя тогда, в 1943-м, еще не все командиры Красной армии понимали, насколько эффективно пускание дыма в глаза врагу. Свидетельство тому — вышедший 26 октября 1943 года приказ войскам Западного фронта «о массовом и повседневном использовании маскирующих дымов». В приказе отмечалось, что «использование дымов носит эпизодический характер», а «дымовые средства в больших количествах консервируются на дивизионных обменных пунктах, армейских складах». В этом же документе содержался исчерпывающий список боевых ситуаций, в которых требовалось применять средства дымовой маскировки.
Приказ предписывал артиллерии, минометам и авиации использовать дымовые средства для ослепления огневых позиций, наблюдательных пунктов и системы огня противника, для маскировки боевых порядков пехоты и танков при форсировании водных рубежей и для скрытия маневров войск. Дымы также необходимо было применять для сближения пехоты с противником, при блокировке ДЗОТов, опорных пунктов и узлов сопротивления.
Ручные дымовые гранаты предписывалось широко использовать в бою мелким подразделениям пехоты, экипажам танков, орудийным расчетам и саперам. Эти средства должны были прикрывать и имитировать горение танков, оборонительных сооружений и артпозиций. Дымовая маскировка требовалась и для прикрытия эвакуации боевой техники с поля боя. С целью отвлечения и рассредоточения артиллерийского, минометного и авиационного огня противника командиры должны были чаще применять ложные дымовые завесы, организуя их на широком фронте, особенно при наступлении и форсировании водных рубежей. В состав передовых и штурмовых отрядов отныне включались отделения (группы) «дымовиков».
Изобретение бутлегера
История дымовых завес уходит корнями в далекое прошлое: свои передвижения на поле боя скрывали в клубах дыма и римляне, и викинги. Считается, что драконья голова на носу кобуксона — корейского боевого корабля XV столетия — извергала дым, создаваемый горением серы и селитры, и эти едкие клубы служили в том числе и для маскировки. Однако по-настоящему значение маскировочных дымов оценили только в XX веке — в веке тотальных войн, в ходе которых нередко приходилось прорывать сплошную, глубоко эшелонированную оборону врага.
Уже после Второй мировой войны в разных странах мира, в том числе и в СССР, было разработано множество видов техники и боеприпасов для создания маскировочных завес. Стоит сразу сказать, что дымовая завеса — это не обязательно дым. Дым, то есть продукты горения, распространяют маскировочные средства, основанные на пиротехнике. Другие устройства генерируют жидкостные аэрозоли, то есть мелкодисперсные взвеси, состоящие из микроскопических капель. Честь изобретения жидких аэрозольных завес принадлежит американскому ветерану Первой мировой Алонзо Паттерсону, который был, помимо всего прочего, известен тем, что промышлял контрабандой спиртного во времена сухого закона в США. Именно он придумал испарять нефть, нагревая ее горячими газами. При смешении с холодным воздухом нефть конденсировалась в виде мельчайших капель, создавая густой белый туман.
Двое суток в тумане
У российской армии сегодня есть несколько машин, позволяющих ставить мощные аэрозольные завесы. Например, на машине ТМС-65, построенной на базе автомобиля Урал-375, вместо кузова установлена газовая турбина (двигатель от истребителя МиГ-15). В основном ТМС-65 предназначена для дегазации и дезактивации техники, но может использоваться и для создания дымовых завес. В этом случае форсунки подают в струю газов дизельное топливо, которое распыляется, образуя аэрозоль. Во время учений по форсированию реки Зеи (ширина 4−6 км) в августе 1973 года две машины ТМС-65 полностью закрыли дымом участок форсирования мотострелковой дивизии на двое суток. Машины ТМС стоят на вооружении отдельного батальона химзащиты дивизии, корпуса и армии.
Машина ТДА на базе ГАЗ-66 разработана для постановки дымовых завес большой плотности и длины. Время дымления от одной заправки — до четырех часов. ТДА состоит на вооружении отдельных дымовых батальонов, такой батальон имеет каждая общевойсковая или танковая армия.
Наконец, АРС (авторазливочная станция) имеет оборудование для дегазации местности, но может использоваться и для постановки дымовых завес. Время дымления от одной заправки — три часа, длина дымовой завесы простирается на 2 км. АРС состоят на вооружении отдельного батальона химзащиты дивизии, корпуса и армии и используются для создания дымовых завес в полковом или дивизионном звене.
В ручных гранатах, гранатах пусковых установок, смонтированных на бронетехнике (установки типа 902 «Туча»), и в дымовых шашках используются пиротехнические (металлохлоридные и антраценовые) составы, и все эти средства уже по-настоящему дымят. В мелких подразделениях (отделение, взвод) бойцам выдаются гранаты РГД-2 с белым дымом для маскировки и с черным — для имитации подбитой бронетехники. Для постановки дымовых завес в звене рота-батальон-полк используются дымовые шашки (ДМ), большие дымовые шашки (БДМ) и унифицированные дымовые шашки (УДШ).
Клубящийся щит
Использованием белых и черных дымов, соответственно преломляющих или поглощающих излучение в оптическом диапазоне, дело в наши дни не ограничивается. Разработан целый спектр цветных дымов. В разных странах существуют составы, позволяющие скрывать излучение замаскированных объектов не только в видимом, но и в инфракрасном, а также частично в микроволновом диапазонах.
Разномасштабная техника постановки дымовых завес создавалась, конечно, на случай крупной войны, в том числе с применением ядерного оружия, однако наступила эпоха локальных конфликтов, в которых форсированию рек под многокилометровыми завесами и тому подобным операциям стратегического масштаба места уже не нашлось.
Применением дымовых средств во время войны в Афганистане наши военные несколько пренебрегали, поскольку противник не создавал угроз, которые требовали бы прикрытия войск дымами. Изредка использовали дымовые гранаты или шашки для выкуривания душманов из кяризов, пещер. Также применялись дымовые гранаты для ориентирования вертолетов, идущих на посадку, относительно направления и силы ветра в точке прибытия. Для пристрелки и целеуказания иногда в дело шли артиллерийские дымовые снаряды.
В ходе конфликта в Чечне федеральные войска многократно прибегали к средствам дымовой маскировки, причем использовались не только гранаты РГД-2 и дымовые шашки (например, при форсировании реки Сунжи), но и 81-мм дымовые гранаты, выстреливаемые установкой 902 «Туча», — так защищалась от прицельного огня бронетехника. В городских боях было зафиксировано использование машины ТДА — с ее помощью «зачищавшие» Грозный от боевиков войска прикрывали себя от снайперского огня из окон и подвалов. Дымовые шашки и аэрозольная маскировка хорошо сработали в районе аэропорта Ханкала, обороняя от обстрела взлетающий и садящийся авиатранспорт.
Дым на страже
Интересно, что дымы находят применение не только в военной, но и в охранной сфере. Некоторые фирмы, такие, например, как британская компания Smokescreen, предлагают клиентам, среди которых бутики и супермаркеты, системы, основанные на генераторах аэрозолей. От взломщиков не так-то легко защититься — они вскроют любой замок и сломают любую дверь или решетку. Их не пугают и видеокамеры, ибо, даже будучи замеченными, преступники ухитряются сделать свое черное дело еще до приезда полиции. Но все будет иначе, если в момент срабатывания сигнализации взломанное помещение вдруг начнет быстро заполняться дымом. Эффект усугубят вспышки стробоскопической лампы и громкий, давящий на психику звук. Очевидно, в этой ситуации (проверено опытом) грабители предпочтут поскорее ретироваться с пустыми руками. Ведь их охватит ужас, да и не видно вокруг ни зги.
Редакция благодарит полковника Александра Шамова за помощь в подготовке статьи