Оружие британского ополчения, или как уничтожить танк... молотком
Третьему рейху ничто не мешало окончательно отшлифовать и воплотить в жизнь план операции «Морской лев» по захвату Британии. Британский народ, чьи войска после бегства из Дюнкерка остались практически без танков и артиллерии, мог противопоставить немцам сильный морской и воздушный флот, а также непоколебимый патриотизм, дух сопротивления. Черчилль перед лицом смертельной опасности сумел сплотить народ, и нация была готова драться до последней капли крови.
14 мая 1940 года военный министр Энтони Иден, выступив по радио, призвал мужчин в возрасте от 16 до 65 лет вступать в новоорганизованные «Добровольные части местной самообороны» (позже — «домашняя гвардия», Home Guard). К концу месяца эти части насчитывали уже 300 000 бойцов, а вскоре их число увеличилось до 1,5 млн. Острейшей проблемой стало обеспечение добровольцев оружием, униформой и снаряжением. Поначалу хоумгвардовцы несли службу в своей повседневной одежде и вооружались чем попало — охотничьими или спортивными ружьями, а то и вовсе клюшками для гольфа и вилами. Осознавая, что сельскохозяйственным инвентарем немецкие танки не остановить, военное министерство в спешном порядке начало разрабатывать и массово производить простейшее вооружение.
Смит без Вессона
Первостепенной задачей, стоявшей перед хоумгвардом, было уничтожение вражеских танков и бронемашин. Поскольку имевшееся на вооружении 13,97-мм противотанковое ружье Boys уже не могло в полной мере соответствовать званию противотанкового, в ополчение стали поступать различные экстравагантные конструкции.
Одна из них — трехдюймовый гладкоствольный гранатомет, разработанный Trianco Engineering Company. Его шасси представляло собой двухколесную повозку, одновременно служившую расчету бронещитом: для приведения оружия в боевое положение нужно было всего лишь опрокинуть его на бок. Для того чтобы хоумгвардовцы в горячке боя не перепутали и не поставили оружие кверх ногами, правое колесо (оно же поворотная тумба) было выполнено с вогнутым днищем, второе, наоборот, с выпуклым. Пушка легко передвигалась усилиями двух человек, но на дальние расстояния ее буксировали обычные гражданские легковые автомобили или даже мотоциклы. Также был разработан и самоходный вариант на шасси броне-транспортера Universal Carrier. Стрельба могла вестись как фугасными, так и бронебойными гранатами. Дальность стрельбы бронебойным боеприпасом составляла 180 м, фугасным — 450 м, однако огонь по площади можно было вести на расстояние до 600 м, что позволяло рассеяние гранат на такой дистанции.
Еще одним экзотическим противотанковым средством стала «бомбарда Блэкера». Задуманная еще в 1930 году подполковником британской армии Стюартом Блэкером, 29-мм «бомбарда» могла вести огонь гранатами, выполненными на основе двухдюймовой минометной мины, — фугасной противотанковой весом 9,1 кг и осколочной противопехотной весом 6,35 кг. В качестве метательного вещества использовался дымный порох — понятно, сделано это было не от лучшей жизни.
Оружие получилось громоздким (50 кг весила сама бомбарда и более 100 кг — станок к ней), с отвратительной кучностью (противопехотной гранатой на максимальной дистанции можно было попасть разве что в футбольное поле, а при стрельбе в упор осколки грозили поразить расчет орудия; для того чтобы попасть в танк, огонь требовалось открывать с 50−90 м), поэтому неудивительно, что даже в хоумгварде к бомбардам относились плохо. Ситуацию метко охарактеризовал командир 3-го батальона Вилтширского ополчения: «Мне сказали, что 50 этих орудий выделены моему батальону. Но я не вижу возможности их использовать, так что они просто добавятся к кучам металлолома, уже валяющимся на окраинах Вилтширских деревень». Несмотря на все проблемы, 22 000 «бомбард» с полным боекомплектом находились на вооружении хоумгварда до 1944 года и даже поставлялись в страны антигитлеровской коалиции — так, в период 1941—1942 годов в Красной армии оказались 250 орудий подполковника Блэкера.
Молоток как противотанковое средство
Наставление по военной подготовке № 42 «Танк: охота и уничтожение» для ополченцев предлагало еще более экзотические способы вывода из строя бронированных машин. Например, предлагалось использовать тросы, подобные аэрофинишерам, принудительно останавливающим самолеты на палубе авианосца; крепить такой трос следовало к деревьям.
Еще один способ остановки машины требовал слаженной работы четырех человек из команды «охотников за танками» хоумгварда. Притаившись за стеной дома или в придорожных кустах, охотники ждали, пока с ними поравняется танк. После этого двое членов команды выбегали из укрытия с рельсом наперевес (впрочем, как отмечалось в руководстве, вместо рельса можно использовать также аншпуг, лом, багор или просто деревянный брус подходящей толщины) и втыкали его в ходовую часть, между катком и ленивцем. После того как ходовую заклинит, третий номер расчета окатывал одеяло, которым был замотан воткнутый конец рельса, бензином, а четвертый хоумгвардовец все это поджигал.
В руководстве рассматривался и план «Б» — на случай, если ополчению не удастся раздобыть ни рельсов, не бензина. Согласно ему, для выведения танка из строя достаточно было молотка (он мог быть заменен на топор, который входил в обязательный комплект «охотников») и гранаты. С молотком в одной руке и гранатой в другой боец должен был поджидать вражескую машину на возвышении (втором этаже здания, дереве, холме) и, улучив момент, прыгнуть на нее сверху. Затем хоумгвардовцу следовало колотить молотком по башне и, дождавшись, когда из люка высунется удивленный фашист, кинуть внутрь гранату...
Зажигательные англичане
Отдельным пунктом в системе обороны хоумгварда шел огонь — любой пироманьяк пришел бы в восторг, если бы ему удалось ознакомиться с приспособлениями, призванными погрузить высадившихся немцев в глубины огненного ада.
Во-первых, огнесмесь (25% бензина, 75% солярки) предлагалось просто разливать — самотеком со склона или с помощью простейших насосов. Было рассчитано, что для создания шестиминутного очага возгорания размером 0,5 х 1,5 м требуется 910 л огнесмеси. Горючее можно было также «паковать» в бочки, превращая их в импровизированные зажигательные фугасы. Закопанные на дороге, они поджигались с помощью электродетонатора.
Вскоре был разработан улучшенный фугас — его можно было замаскировать на обочине, и в нужный момент вышибной заряд отправлял горящую бочку прямо на колонну техники. Впоследствии данный фугас еще раз модернизировали: теперь топливо летело к врагу не в бочке, а в виде горящей струи, вытолкнутой сжатым азотом. Ревущий столб пламени, в мгновение ока перечеркивающий дорогу, производил неизгладимое впечатление на испытателей — что стало бы с немцами, страшно даже представить.
Впрочем, одними фугасами англичане не ограничились. В хоумгварде получил распространение самодельный пехотный «огнемет Харви». Он представлял собой 100-литровый бак с огнесмесью и баллон со 113 декалитрами сжатого воздуха. Расчет из двух человек перевозил оружие на специально изготовленной железной тележке.
Чтобы таскать огнемет было удобнее, бойцы 24-го Стафордширского Теттенхольского батальона хоумгварда сконструировали самоходный вариант на шасси старенького автомобильчика Austin 7. С машины сняли двигатель с корпусом и добавили насос, 200-литровую бочку с топливом и табурет для огнеметчика. По идее, ополченец должен был поливать врага с расстояния 22 м на протяжении трех минут, но, скорее всего, он бы просто стал камикадзе, выехав на позицию и взорвавшись.
Наконец, система обороны побережья включала в себя широчайшее использование горючих смесей. Так, на пляжах, а также по дну на некотором удалении от берега планировалось проложить трубы с размещенными в них через равные промежутки клапанами. Когда десантные суда подходили вплотную к берегу, клапаны раскрывались, нефть из труб всплывала и поджигалась. Подразумевалось, что немецкий порядок не выдержит высадки в плотном густом дыму и задыхающиеся десантные части потерпят фиаско.
Огнеметы противовоздушной обороны тем временем поджидали самолеты люфтваффе — так, тяжелый стационарный вариант выдавал вертикально вверх факел высотой около 30 м. Еще один тяжелый, но самоходный вариант импровизированного бронеавтомобиля имел чуть меньшую вертикальную дальность огнеметания. На берегу также должны были дежурить «Василиски» — самодельные боевые средства, представлявшие собой забронированные грузовики Bedford QL с огнеметами.
В противовес разнообразным средствам метания огня был у ополчения и боевой водомет, установленный на бронетранспортер Universal Carrier. Толстый шланг подавал к мощному гидранту за щитком практически неограниченное количество «боеприпасов», которые действовали почти бесшумно и малозаметно.
Лондонский импровизационный оркестр
Еще одной проблемой, стоявшей перед хоумгвардом, было отсутствие бронетехники. Поскольку ее не хватало даже у армии, пришлось выкручиваться своими силами.
По всей стране, от домашних гаражей до цехов огромных заводов, ополченцы принялись переделывать личный автотранспорт в эрзац-броневики. В основном превращение заключалось в добавлении нескольких листов железа в двери и на окна семейной легковушки, а также установке легкого пулемета на крыше. Впрочем, там, где производственные возможности позволяли, рождались и варианты, более похожие на броневики: с полностью закрытым бронекорпусом и одним-двумя пулеметами в башенках. В отдельных батальонах хоумгварда переделке и бронированию подверглись даже автобусы (включая двухэтажные) и сельскохозяйственные трактора. Впрочем, все эти машины имели крайне сомнительную боевую ценность, поскольку изготовленная наспех «броня» практически не защищала от пуль и осколков, а о езде на перегруженных шасси стареньких седанов и купе по пересеченной местности можно было смело забыть.
Первым промышленно изготавливаемым эрзац-броневиком стала легкая разведывательная бронемашина Beaverette («Бобрик»). Весь изготавливаемый броневой прокат целиком шел на нужды вооруженных сил, поэтому корпус бронеавтомобиля Standard Motor Company пришлось делать из котельного железа толщиной 9 мм, закрепленного на деревянном каркасе. Вооружение открытой сверху машины составлял 7,71-мм пулемет Bren и противотанковое ружье Boys.
По штату «Биверетту» полагался экипаж в три человека: стрелок и два водителя (считалось, что первый водитель погибнет сразу же, как только машина вступит в бой, поэтому должен был присутствовать запасной). В последующих модификациях длина шасси машины сократилась, толщина «брони» подросла до 12 мм, а корпус стал полностью закрытым и обзавелся башней. Всего было выпущено 2800 «Бивереттов», отдельные экземпляры служили в Ирландии аж до начала 1960-х годов.
Более тяжелые «бронемашины» были построены на базе грузовиков. Фирма London, Midland and Scottish Railway оригинально решила проблему отсутствия бронелистов: на платформе грузового автомобиля монтировался деревянный короб, внутри которого находился еще один, но меньших размеров. В зазор между стенками, составлявший 152 мм, насыпались галька, щебень и мелкие булыжники. В стенках коробов имелись бойницы со стальными заслонками, а стекла кабины защищались котельным железом. Машина, получившая обозначение Armadillo Mk I, вооружалась пулеметом и могла выдерживать пулеметный огонь. Всего было выпущено 312 эрзац-броневиков.
Armadillo Mk II, 295 экземпляров которого были выполнены на базе трехтонного грузовика Bedford, имел удлиненный короб, а также защиту радиатора и бензобака. 55 Armadillo Mk III имели короб покороче, но зато вооружались полуторафунтовой пушкой.
Фирма Messers Concrete Ltd пошла по другому пути — старые коммерческие двух- и трехосные грузовики получили железобетонную броню, которая выдерживала попадание даже бронебойной пули. Машины под общей маркой Bison имели различные формы бетонных коробов и защиты кабин.
В общем и целом, к счастью для ополченцев, ни один из описанных самоубийственных способов и механизмов противостояния немцам в реальности так воплощен и не был. Гитлер вскоре напал на СССР, и ему стало не до высадки на английские территории.