Морской еж: палубный лазер, первый этап
На днях инженеры Boeing рапортовали о завершении первого этапа работ по проектированию боевого палубного лазера на свободных электронах. Если проект удастся довести до конца, это будет действительно эффектный ход.
Дело в том, что подобные лазеры отличаются от «обычных». Как правило, лазер работает за счет возбуждения частиц рабочего тела (например, кристалла граната в твердотельном лазере) — их «накачивают» энергией, которую те затем отдают в виде пучка когерентного (синхронизированного по фазе) монохроматического (одинакового по длине волны) излучения.
В лазерах на свободных электронах рабочего тела нет. Вместо него используется поток свободных электронов, колеблющихся во внешнем электромагнитном поле. Важная особенность и преимущество подобных лазеров — возможность плавно менять частоту излучения, и вести его не краткими вспышками, а долговременно.
Энергия лазерного луча рассеивается частицами атмосферы, а во влажном морском воздухе особенно быстро. Но если мы можем менять частоту излучения в соответствии с текущими условиями, то можно добиться минимальных потерь. Это и делает лазеры на свободных электронах особенно перспективными для решения военных задач.
Впрочем, довести работу от стадии раннего проектирования и даже создания прототипа до реально действующей системы — тоже задача не из простых. Взять хотя бы проблему питания: энергии лазеру требуется весьма изрядное количество. Некоторые специалисты справедливо замечают, что для достижения реальной эффективности придется создавать не просто новое корабельное оружие, но и новые корабли, оснащенные совершенно иными энергосистемами, куда большей производительности.
Мы, кстати, не раз писали о параллельно идущих работах по созданию боевого лазера воздушного базирования («Авиалазер») — в том числе, о проблемах, с которыми сталкиваются его разработчики («Боевой лазер задерживается») и об успехах, которых они, несмотря ни на что, добиваются («Три шага на скорости света»).
По пресс-релизу Boeing