175 млн рублей за 50 км: в декабре пройдут гонки российских беспилотников
10 декабря пройдут финальные испытания технологического конкурса Up Great «Зимний город». За разработку центра координации беспилотников и создание электронной карты отвечает Институт Департамента транспорта Москвы — МосТрансПроект, сам конкурс делает Российская венчурная компания, Фонд «Сколково» и АСИ. По результатам заездов журнал «TechInsider» подготовит большой репортаж, который можно будет увидеть в ближайшем номере.
Для того, чтобы машины могли ориентироваться в пространстве, а не быть, как человек в темной комнате, создана электронная карта полигона Центра испытаний «НАМИ». Карта — цифровой двойник полигона. В ней будет отображена вся информация о границах дорог, разворотах, ограничениях скорости, остановки, разметка и все другие данные. Без такой карты все мощности машины ушли бы на считывание местности и анализ ближайших метров дороги.
Пяти командам – BaseTracK, StarLine, Зимний город МАДИ, команде Нижегородского государственного технического университета и АВТО-РТК предстоит показать способность своих беспилотников действовать на уровне водителя при самых разных условиях: в холодное время года и в разное время суток, с соблюдением Правил дорожного движения в условиях городской инфраструктуры, при возможном отсутствии дорожной разметки, низкой различимости дорожного полотна, при наличии дорожного трафика и помех движению.
Учитывая, что декабрьские испытания будут проводиться в имитированных условиях реального городского движения, МосТрансПроект создал карту полигона НАМИ, которую команды могут использовать в программном обеспечении своих беспилотников. Создание таких карт – одно из важнейших условий появления беспилотников в нашей повседневной жизни, поскольку для перемещения в городе машине необходимо заранее знать расположение всех статичных объектов. Только так беспилотник сможет полностью сосредоточиться на дорожном движении и пешеходах.
Для построения карты полигона НАМИ специалисты применили три независимых подхода. Первый: ортофотосъемка (фотографический план местности на точной геодезической опоре, полученный путём аэрофотосъёмки) с помощью дронов, второй — лазерное сканирование местности с использованием дорожной лаборатории и третий — сбор геодезических данных координат местности с помощью GPS-приемника.
Данные слоев от этих трех методов должны совпасть. В случае любых расхождений съемку и все измерения проводили еще раз. В итоге добились точного совпадения данных из трех источников — точность карты составила 3 сантиметра.
Кроме того, каждый беспилотник на испытаниях будет оснащен автономными трекерами, которые позволят отслеживать движение транспортных средств. Данные о прохождении маршрута с трекеров будут визуализированы на экранах в Центре мониторинга. Таким образом, зрители смогут наблюдать за финальным заездом в режиме реального времени, а судьи — оценивать пройденное расстояние по маршруту.
Успех предстоящих испытаний означает шаг вперед к созданию Центра управления беспилотным транспортом и его адаптации непосредственно в городе, на дорогах общего пользования. В первую очередь, для этого необходимо появление высокоточных карт и приведение их к единому стандарту, которого пока нет. В этом плане у трекеров есть практическое применение – они помогут создавать и актуализировать карты. Помимо предоставления высокоточной цифровой карты УДС и транспортной инфраструктуры, Центр будет обмениваться данными с беспилотниками и получать от них обратную связь, получать информацию от автоматизированных систем управления дорожным движением о текущем движении в городе, а также сможет использовать технологии IOT во всех элементах организации дорожного движения.
Автор материала: Директор НИИ «МосТрансПроект» Александр Поляков