Краш-тесты спасли от смерти 78000 человек
В 1997 году независимый комитет Euro NCAP впервые приступил к испытаниям на безопасность автомобилей и к своему 20-летнему юбилею опубликовал более 630 рейтингов. За два десятка лет по специальной методике было разбито более 1800 автомобилей и потрачено более 160 миллионов евро, не считая стоимости автомобилей и других расходных материалов. Зачем? Чтобы сделать автомобили безопаснее.
Первые краш-тесты выявили конструктивные недостатки в системах безопасности самых продаваемых семейных автомобилей, что послужило поводом для фундаментального пересмотра методов проектирования автомобилей с целью предотвращения аварий и спасения жизней. В течение 20 лет 90% автомобилей на европейском рынке присутствовали в рейтинге Euro NCAP, и сегодня автопроизводители поддерживают разработку новых требований для достижения максимальной безопасности.
Результаты краш-тестов автомобилей, изготовленных с разницей в 20 лет, подчеркивают огромные достижения в области безопасности транспортных средств. Технологии, которые ранее не существовали или были опциональными (например, подушки безопасности, напоминания о непристегнутых ремнях и электронная система стабилизации) теперь входят в стандартное оснащение автомобилей, продаваемых в Европе.
Ровно два десятка лет назад, 4 февраля 1997 года, были опубликованы первые результаты краш-теста, выполненного Euro NCAP. До тех пор автопроизводители выполняли лишь собственные испытания, но их результаты не публиковались и потребители не могли сравнить, насколько один автомобиль безопаснее другого. Результаты краш-тестов вызвали возмущение со стороны потребителей и журналистов.
К примеру, в первом цикле тестов модели Ford Fiesta и Volkswagen Polo получили три звезды из четырёх возможных. Популярная модель Rover 100 получила лишь одну звезду, а Fiat Punto, Nissan Micra, Vauxhall Corsa и Renault Clio — только две. При оценке уровня защиты пешеходов ни один автомобиль не набрал более двух баллов, что свидетельствовало о том, что производители не учитывали безопасность самых уязвимых участников дорожного движения.
Ведущие автопроизводители в один голос раскритиковали независимые краш-тесты, утверждая, что их условия настолько жёсткие, что ни один автомобиль не достигнет уровня четырех звёзд. Однако уже спустя пять месяцев Volvo S40 стал первым автомобилем, обеспечивающим защиту водителя и пассажиров на уровне четырёх звёзд. Принципы, разработанные комитетом Euro NCAP, легли в основу аналогичных программ NCAP по всему миру, в том числе Латинской Америке, Юго-Восточной Азии — увы, не в России.
С тех пор краш-тесты становятся всё более требовательными: теперь максимальный уровень рейтинга ограничивается пятью звёздами, а в ходе краш-тестов проверяется не только уровень защиты водителя, пассажиров и пешеходов при столкновении, но и способность автомобиля избежать столкновения. По подсчётам экспертов Euro NCAP, за два десятка лет количество предотвращённых смертей составило не менее 78 тысяч человек.