Автомат умер, да здравствует автомат!

По запросу Twin-clutch gearbox поисковая система выдаст внушительный список автопроизводителей, в ближайшее время планирующих отказаться от традиционной гидромеханической коробки и предложить потребителям «автомат второго поколения» – преселективную коробку с двумя сцеплениями
Автомат умер, да здравствует автомат!

Теория

Принцип работы самой передовой на сегодняшний день автоматической коробки передач, преселективной, первым в мире предложил еще личный шофер Николая II — Адольф Кегресс. Талантливый француз, занимавший в России пост технического директора императорского гаража в Царском Селе, больше известен как изобретатель полугусеничного привода. Он догадался оснастить императорский экипаж ведущими гусеницами и управляемыми лыжами, чтобы возить императора по заснеженным зимним дорогам. Той же системой впоследствии был оснащен знаменитый Rolls-Royce Silver Ghost Владимира Ильича Ленина. После Февральской революции Адольф Кегресс вернулся на родину и поступил на работу в Citroёn. Тогда он и изобрел четырехступенчатую коробку передач с двумя сцеплениями, которой еще до начала Второй мировой войны планировалось оснащать переднеприводный Citroёn Traction Avant. А в следующий раз об этой коробке вспомнили только в конце 1960-х годов: инженеры Porsche хотели разработать такую же коробку для своих гоночных машин. Первые рабочие экземпляры появились только в 1980-х годах, когда стало возможным доверить переключение передач компьютеру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако массовым продуктом преселективная трансмиссия стала лишь в нашем веке, когда концерн Volkswagen представил серийную коробку DSG. В ближайшее время КПП с двумя сцеплениями планируют применить около десятка автопроизводителей. Один из самых заметных игроков в этой области — концерн Ford, инженеры которого совместно со специалистами фирмы Getrag разработали линейку «автоматов» Powershift. Одна из «первых ласточек» с Powershift на российском рынке — Volvo S40, построенный на одной платформе с Ford Focus и Mazda 3. Эта коробка также предлагается на моделях Volvo C30 и Volvo V50.

Фактически в корпусе шестиступенчатой трансмиссии Powershift скрываются две роботизированные механические коробки передач, управляемые гидравлическим механизмом. Одна из них содержит четные передачи, другая — нечетные. Каждая коробка имеет собственное сцепление, точнее, многодисковую муфту в масляной ванне. Муфты работают поочередно — если одна смыкается, другая в этот момент размыкается. На разгоне, пока крутящий момент двигателя передается на колеса, скажем, через вторую передачу, коробка-дублер заблаговременно включает третью. При достижении нужных оборотов двигателей происходит плавное переключение муфт. Поток мощности не прерывается ни на мгновение, обеспечивая автомобилю уверенный разгон без рывков и провалов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Практика

Со светофора наша 145-сильная Volvo S40 с двухлитровым бензиновым мотором запросто обставляет машины с традиционными «автоматами» при схожей мощности и может составить конкуренцию машинам с механической коробкой. Правда, согласно фирменной документации «механическая» версия нашей машины разгоняется до «сотни» все же быстрее, чем с коробкой Powershift: 9,5 секунды против 9,8 у «автомата». Вероятно, это связано с алгоритмом работы автоматической коробки, не заточенной на гонки: респектабельному автомобилю не пристало выкручивать мотор до отсечки, поэтому «автомат» переключается несколько раньше. Переключения вверх происходят плавно, незаметно и мгновенно. Переключения вниз не столь резвы — все же мотору нужно время на перегазовку, чтобы не допускать рывков привода и не укачивать пассажиров клевками. И все же, катаясь на ручной коробке, задумайтесь, сколько времени у вас занимает переключение на пониженную передачу: скорее всего, Powershift и здесь вас обставит. Поэтому хочется особо отметить честный ручной режим управления коробкой: компьютер не вмешивается в управление, позволяет «крутить» мотор и, при определенной привычке, действует куда расторопнее «механики».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важное достоинство преселективной коробки — низкий расход топлива. В отличие от обычного «автомата», в конструкции Powershift нет гидротрансформатора, планетарного зубчатого механизма и многочисленных муфт — а значит, потери на преобразование момента и трение будут куда меньше. «Система Powershift экономит до 8% топлива по сравнению с обычной автоматической трансмиссией», — утверждает Магнус Йонссон, старший вице-президент по исследованиям и разработкам Volvo Cars. То есть при пробеге около 100 000 км «автомат» нового поколения сэкономит для автомобиля среднего класса около 800 л топлива.