Популярная формула: Технологии Формулы-1
Название «Формула-1» первоначально и обозначало совокупность правил, описывающих, какими должны быть выходившие на старт гоночные машины. С введением в действие этих правил был положен конец невероятному разнообразию новой и старой гоночной техники, царившему на трассах после Второй мировой войны. В первом чемпионате мира, проводившемся в 1950 году, могли участвовать только машины с рабочим объемом двигателя 4500 куб. см (без компрессора) или 1500 куб. см — с компрессором. Объем цилиндров — это было, по сути дела, единственное техническое требование, предъявляемое к машинам, выходившим на старт... Теперь, когда регламентированы мельчайшие детали конструкции автомобиля, множество его параметров и геометрических характеристик, об этом даже смешно вспоминать...
Правила ужесточались постепенно. После того как в пятидесятых несколько раз изменялся разрешенный объем двигателей, в 1961 году вступил в действие регламент, регулирующий другой важный параметр — вес машины. Вместе с водой и маслом (но без топлива) он должен был составлять как минимум 450 кг. С тех пор минимальный разрешенный вес обязательно фиксируется в правилах. Считается, что стремление конструкторов сделать шасси слишком легким может отрицательно сказаться на его безопасности. Правда, вплоть до недавнего времени машина взвешивалась одна, без гонщика, что давало преимущество легким пилотам. Например, когда на болидах одного и того же веса ездили худой коротышка Ален Прост и упитанный гренадер Найджел Мэнселл, то первый, естественно, был в более выгодном положении. Может быть, именно поэтому Прост стал чемпионом мира четырежды, а Мэнселл — только однажды?
К середине девяностых стало ясно, что разница в несколько (а то и в несколько десятков) килограммов между массивными и легкими гонщиками — фактор слишком важный, чтобы его игнорировать. Поэтому минимальный вес машины стал подсчитываться вместе с гонщиком. Сначала решили, что достаточно взвесить каждого пилота перед началом сезона, а если его совместный с болидом вес будет меньше предусмотренного регламентом, догрузить машину балластом. Однако вскоре выяснилось, что многие гонщики на старте чемпионата были куда тяжелее, чем во время внезапного контрольного взвешивания в середине сезона! Вместо того чтобы наказывать пилотов за хитрости, ввели обязательную процедуру взвешивания гонщиков после каждой гонки — тот, кто игнорирует ее, может быть дисквалифицирован. Команда должна сама позаботиться о том, чтобы итоговый вес машины вместе с гонщиком соответствовал норме.
Помимо основных параметров шасси (габаритов, формы днища, размеров аэродинамических элементов) и двигателя (рабочего объема, количества цилиндров) правила оговаривают множество других деталей. Например, регламентируется максимальная ширина шин, наличие на них продольных канавок, размер зеркал заднего вида, количество аэродинамических поверхностей в антикрыльях и так далее. Нередко уже в ходе чемпионата «по факту» ставятся вне закона новинки, придуманные инженерами и формально правилами не запрещенные. В разные годы такая судьба постигала «гоночный пылесос» (вентилятор, отсасывающий воздух из-под днища), антикрылья, закрепленные на рычагах подвески, газотурбинный двигатель, активную подвеску, дополнительные боковые антикрылья, эластичные «юбки», герметизирующие пространство под днищем болида, шестиколесные и полноприводные машины.
Последняя «революция» в правилах случилась уже довольно давно, в 1995 году, когда рабочий объем двигателей был снижен с 3500 до 3000 куб. см. Это было продиктовано соображениями безопасности: считалось, что машины развивают слишком высокую скорость и их надо каким-то образом «притормозить». Но прогресс не остановишь, и каждый год гонщики бьют рекорды трасс. А нынешние трехлитровые двигатели уже гораздо совершеннее и мощнее, чем 3,5-литровые десятилетней давности. Уже несколько лет говорят, что Формуле-1 необходимо очередное снижение рабочего объема моторов. Однако это повлечет за собой необходимость отказаться от многолетних конструкторских наработок и резко увеличить расходы на технологические исследования. Моторостроительные фирмы, естественно, в этом не заинтересованы — поэтому вопрос остается открытым.
Зато правила нового сезона предусматривают увеличение ресурса моторов — каждый двигатель должен пройти всю дистанцию гоночного уик-энда. По мысли организаторов соревнований, это поможет несколько снизить расходы команд на участие в Формуле-1 (двигателей на сезон одной машине понадобится столько, сколько будет этапов — а раньше их требовалось в 2−3 раза больше). Изменения в правилах, касающихся заднего антикрыла, — очередная попытка как-то сдержать рост скоростей. Снижая прижимную силу, новые правила мешают эффективно реализовывать крутящий момент двигателя. Чтобы ведущие задние колеса не теряли сцепления с асфальтом, инженерам придется устанавливать антикрылья на больший угол атаки — соответственно, увеличится их лобовое сопротивление и упадет скорость. А вот новые правила квалификации направлены на то, чтобы сделать борьбу до старта гонки еще более острой и непредсказуемой.