Популярное ралли: Поединки гонщиков
На заре автомобилестроения все гонки проводились на дорогах общего пользования. Потом, заботясь о безопасности самих участников соревнований и тех, кто может случайно попасться у них на пути, стали строить специальные кольцевые трассы, предназначенные только для гонок. Но запереть весь автоспорт за заборами автодромов тогда не удалось.
И это очень здорово — ведь по сей день помимо кольцевых гонок проводится множество интереснейших соревнований. Конечно, «кольцо» удобнее для болельщиков, которые наблюдают за гонкой с трибун комфортабельного автодрома. Да и впечатляющих скоростей на гладком асфальте, обрамленном зонами безопасности, достичь проще — важна лишь мощность двигателей и аэродинамика. Поэтому на кольцевых трассах так много футуристического вида спортпрототипов, над обтекаемостью которых работали в аэродинамических трубах. Раллийные машины больше похожи на обычные автомобили, ведь их ждут те же дороги, по которым ездим мы с вами. А то и похуже...
Если вершина кольцевого автоспорта — Формула-1, то самым популярным и престижным первенством из «некольцевых» считается чемпионат мира в классе WRC — World Rally Cars. Но помимо этого чемпионата есть другие спортивные серии, проходящие как на разного качества дорогах, так и на бездорожье. Разнообразие этих соревнований велико (от чемпионатов мира до любительских джиперских «покатушек»), но в целом их можно разделить на три основные группы: ралли, ралли-рейды и автокросс.
Автокросс наиболее близок к кольцевым гонкам, можно даже интерпретировать его как своеобразный гибрид кольцевых гонок и внедорожных соревнований. Участвуют в нем автомобили повышенной проходимости (джипы, багги, а в нашей стране — и грузовики), которые соревнуются на кольцевой трассе. Только здесь нет никакого идеально гладкого асфальта — трасса напоминает сельскую грунтовку со сложным рельефом и искусственными препятствиями. Одна из таких трасс есть на автополигоне в подмосковном Дмитрове — на ней зимой и летом проходят кроссы разного уровня, вплоть до этапов чемпионата мира.
Внедорожные многодневные ралли-рейды проводятся на бездорожье или там, где дороги очень плохи. Принимают в них участие специально подготовленные машины — джипы, багги, грузовики, а также мотоциклы. Долгое время самым популярным ралли-рейдом был «Париж — Дакар», в основном проходящий по степям и пустыням Африки. Сейчас маршрут этого марафона меняется год от года, однако по традиции его все еще называют «Дакаром».
Спортсменам, участвующим в ралли-рейдах, важно не заблудиться на незнакомой местности (для этого им дается подробная «легенда» с указанием наиболее важных ориентиров). Сложнее всего водителям багги и мотоциклистам, которые едут без штурмана — им одновременно нужно следить и за «легендой», и за дорогой.
В последнее время вместе с длинными ралли-рейдами (марафонами) получили распространение короткие — так называемые «бахи». «Баха» — соревнование, которое длится два-три дня и включает в себя преодоление участков, компактно расположенных в одной местности. Навыки ориентирования здесь не нужны, от участников прежде всего требуется мастерство в преодолении препятствий. Популярность «бах» связана с тем, что в отличие от ралли-рейдов они собирают значительное число зрителей.
Однако наиболее популярный вид «неформульных» автомобильных соревнований — ралли. Они проводятся не на бездорожье, а на дорогах общего пользования, причем выбираются такие участки, которые дают водителям продемонстрировать свое мастерство во всем блеске. Покрытие в основном гравийное, но есть ралли и по асфальтовым, и по снежно-ледяным дорогам.
Вся дистанция ралли поделена на определенное количество спецучастков (или скоростных участков). Передвигаясь по скоростному участку, гонщик должен пройти его как можно быстрее. Время на спецучастках суммируется со штрафными минутами, полученными участниками за опоздание на контрольные пункты — таким образом и выявляется победитель. Естественно, движение на раллийных скоростных спецучастках перекрывается, но, передвигаясь между ними, машины едут, соблюдая общие правила движения. Отсюда вывод — любая раллийная машина по всем показателям (светотехника, безопасность
Общий принцип классификации раллийных машин предусматривает разделение всех классов на две большие группы — A и N. По группе N готовятся фактически серийные машины со спортивным каркасом безопасности, в которых разрешены минимальные изменения с использованием опять же серийных агрегатов (амортизаторов, пружин, тормозных колодок и т. д). В частности, запрещены любые «механические» изменения в двигателе, кроме установки специального воздушного фильтра — зато широко применяются возможности «чип-тюнинга», перепрограммирования управляющей электроники мотора.
Раллийные автомобили группы N, которые участвуют в чемпионате мира (класс Producton Car, PCWRC), оснащаются 2-литровым двигателем с турбонаддувом или атмосферным объемом 3,4 литра. Коэффициент 1,7 применяется для перевода объемов турбомоторов в атмосферные и в других классах группы N. Так, класс N1 предусматривает участие машин с турбонаддувным двигателем объемом 1600 см³, есть классы N2, N3 и так далее.
Группа A предполагает гораздо больший объем переделок серийных машин. Наиболее авторитетная серия этой группы — юниорский чемпионат мира в классе JWRC (он же — класс Super-1600). Участникам этого чемпионата должно быть не более 28 лет. Технические требования к этому классу разрабатывались таким образом, чтобы стоимость одной машины не превышала 100 000 евро, но на деле они сейчас значительно дороже. Высокая стоимость участия часто служит препятствием для молодых гонщиков, так что перспективы этого класса пока довольно расплывчаты. В ближайшем будущем (возможно, уже в 2006 году) он будет вытеснен классом Super-2000 — это машины с приводом на одну ось и двухлитровым атмосферным двигателем.
Сегодня, однако, все 16 ралли, входящие в календарь WRC, поровну поделены между группой N и JWRC. То есть в каждом из этапов помимо машин WRC стартуют либо «молодежники», либо участники чемпионата группы N. Правда, и в том и в другом случае борьба идет не между автомобильными марками, а только между пилотами в индивидуальном зачете.
WRC — вершина мирового ралли. Здесь на мощных машинах соревнуются представители заводских команд. Фирмы-автопроизводители видят в мировом чемпионате важнейший инструмент рекламы и средств на свои команды не жалеют. Правда, бремя расходов велико — и такие сильные команды, как Peugeot и Citroen в 2006 году будут вынуждены уйти из чемпионата. Что ж, зато останутся Ford и Skoda, а также извечные японские соперники — Subaru и Mitsubishi.
Формально здесь тоже участвуют серийные автомобили — для омологации (получения разрешения на участие в чемпионате) машина должна быть выпущена «тиражом» не менее 2500 экземпляров. Но фактически многие фирмы серийно (специально для омологации) выпускают уже почти готовый к соревнованиям спортивный автомобиль, который потом дополнительно готовят для класса WRC или по группе N. Для повседневной эксплуатации такие машины не применяются — их раскупают гонщики-профессионалы или любители. Полный привод, двухлитровый турбомотор, секвентальная коробка передач, активные дифференциалы с электронным управлением (передний, задний и межосевой), регулируемые амортизаторы — вот характерные черты автомобилей WRC. По уровню применяемых технических решений WRC уступает только Формуле-1, но, пожалуй, превосходит все остальные виды автоспорта. Правда, в целях безопасности ограничено использование современных композитных материалов. В частности, кузов машины обязательно должен быть стальным. Это повышает безопасность, но одновременно делает машины тяжелее (что, приводя к снижению скорости, тоже способствует безопасности). По своим абсолютным характеристикам современные машины WRC уступают монстрам ныне запрещенной группы B, царившим на трассах в середине восьмидесятых. Зато они значительно безопаснее — а современный интерес к ралли ничуть не меньше, чем в те далекие годы.
В ралли есть особая притягательность. Не зря многие гонщики Формулы-1 (в частности, экс-чемпион мира Мика Хаккинен) после завершения карьеры пробуют себя за рулем раллийной машины. Да и любители ралли — это болельщики особой закваски. Сидеть на трибуне с банкой пива и гамбургером — не для них! Совсем другое дело — заранее добраться до дальнего спецучастка, встать рядом с дорогой и смотреть, как в каком-нибудь метре от тебя проносятся лучшие раллисты мира! А потом в разговоре с приятелями снисходительно-авторитетно кидать: «Два что там этот Себастьян Лоэб... ну и что, что чемпион мира? Видел я, как он повороты проходит — не впечатляет... Вот Маркус Гронхольм — это да!»