Массовый противоугон: Сила коллектива
«Основа проекта, — говорит его разработчик Шенчун Чжу (Sencun Zhu), — доверие. Достаточно довериться другим автомобилям, которые защитят от угона ваш собственный».
Вместе со своими коллегами Чжу создал распределенную систему мониторинга SVATS (Sensor network-based Vehicle Anti-Theft system, «Сенсорная сетевая противоугонная система»). Основу ее составляет сеть, образованная находящимися на парковке автомобилями. Как только между ними появляется новичок, он посылает соседям сигнал: «Привет, я здесь». Сенсоры в других машинах воспринимают его и включают в общую сеть. Периодически все они обмениваются сигналами: «Я все еще здесь» — «И я здесь». Автомобили посылают такой сигнал каждые 200 миллисекунд, а базовая станция — каждую секунду. Как только водитель садится на свое место и уезжает, автомобиль шлет сообщение: «Всем пока» — и исключается из общей сети.
Но все происходит не так мирно, если в автомобиль забрался угонщик. Если автомобиль покидает стоянку без соответствующего сигнала, сеть замечает отсутствие регулярного сообщения и посылает команду на базовую станцию, которая, в свою очередь, предупреждает владельца автомобиля. Отдельным передатчикам нет нужды быть мощными: они связываются только с несколькими соседними автомобилями. Ну а если преступнику удалось, все-таки, благополучно скрыться на автомобиле со стоянки, система использует следующий уровень защиты.
Для этого автомобиль предполагается оборудовать несколькими передатчиками — только основной связан с энергосистемой автомобиля и, соответственно, может быть дезактивирован угонщиками. Остальные буквально прячутся в разных потайных местах автомобиля и активируются тогда, когда исчезает сигнал основного датчика. Запустившись, они начинают без перерыва посылать идентификационный код. По мнению разработчиков, код этот смогут улавливать, расположенные на улицах и перекрестках датчики, которые уже сегодня использует полиция для оценки дорожной обстановки. Миниатюрные передатчики в автомобиле намного сложнее обнаружить и нейтрализовать, чем самые современные устройства, даже использующие GPS.
«В настоящее время у нас есть рабочие прототипы размерами с монету, — говорит Чжу, — но вскоре мы надеемся сделать их не больше миллиметра в поперечнике — и весьма дешевыми в производстве». Тестируя свою систему, Чжу с коллегами «угоняли» автомобили — при этом пропажа была обнаружена буквально через несколько секунд.
Читайте также о других технологиях безопасности — о системе распознавания лиц, которую создают российские ученые: «Лицо в толпе».
По пресс-релизу Penn State University