От лаборатории до ралли-рейда: как готовят моторное масло для гоночных грузовиков

Гоночные грузовики и грузовики для дорог общего пользования, на первый взгляд, объединяет только марка производителя. Спортивная техника отличается от гражданской весьма серьёзно, но и общего у них больше, чем может показаться. Правда, обнаружить это сходство можно только после глубокого погружения в тему.
От лаборатории до ралли-рейда: как готовят моторное масло для гоночных грузовиков

С середины прошлого века в Минске выпускают грузовую технику, которая известна не только на постсоветском пространстве, но и во многих странах мира, а с 2010 году МАЗ стал ассоциироваться и с автоспортом. Заводская команда «МАЗ-СПОРТавто» впервые заявила о себе на ралли-марафоне «Шёлковый путь»-2010 и за прошедшие годы прошла путь от дебютанта ралли-рейдов до призёров гонок мирового уровня, включая легендарный «Дакар».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«У нас сильны и техника, и люди»

«Мы едем быстро и составляем конкуренцию соперникам. Это значит, что у нас сильны и техника, и люди», — подчёркивает руководитель «МАЗ-СПОРТавто» и лидер команды Сергей Вязович. Пилот, ставший серебряным призёром «Шёлкового пути»-2021, цену своим словам знает. Всё начинается на бивуаке, где механики готовят машины к старту, а затем уже гоночный экипаж в кабине грузовика борется за результат на дистанции спецучастка. Ошибаться нельзя ни там, ни там, поскольку отыграться после проблем практически нереально. И важно, чтобы техника была надёжной. Судя по тому, что все три стартовавших МАЗ-6440RR добрались до финиша, с технической точки зрения у белорусской команды тоже всё в порядке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
"Газпром нефть"

«Серьёзных поломок, если мы сами не ошибаемся на трассе, нет. Помогает в том числе и мобильная лаборатория G-Energy от наших партнёров "Газпромнефть-СМ", которая на бивуаках анализирует состояние масла в узлах грузовика — это позволяет нам существенно экономить время на обслуживании. Нет необходимости разбирать узлы для визуального осмотра, поскольку пробы масла позволяют понять, всё ли с ними в порядке. Если фиксируются какие-то отклонения, то нам говорят, на что стоит обратить внимание. Это огромная экономия времени, которая даёт нашим механикам возможность заниматься другой работой, когда грузовики возвращаются с этапа. Основная работа в плане надёжности для нас сейчас сфокусирована именно на том, чтобы следить за износом узлов и заниматься профилактикой поломок», — говорит Сергей Вязович.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автоспорт в каждой канистре

Логотипы российского производителя масел на бортах белорусских гоночных грузовиков — не столько реклама, сколько знак партнёрства двух брендов. В мировом автоспорте достаточно примеров плотного сотрудничества заводских команд автопроизводителей и фирм по производству топлива и смазочных материалов. Одним из таких союзов уже на протяжении нескольких лет является тандем «МАЗ-Спортавто» и «Газпром нефти», топливо и масла которой использует гоночный коллектив. Причём почувствовать себя причастным к большому автоспорту могут не только экипажи гоночных грузовиков, но и простые автолюбители.

"Газпром нефть"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если в Формуле-1 технический регламент позволяет командам использовать гоночный бензин и масла, имеющие весьма отдалённое отношение к тому топливу и смазочным материалам, которые продаются на автозаправках и в автомагазинах, то в ралли-рейдах спортивная техника должна использовать топливо, что находится в открытой продаже, а вот масло может быть специально созданным под гонки. Но в МАЗ-6440RR используются стандартные смазочные материалы. Для специалистов «Газпром нефти» это означает серьёзный вызов — надо создать такие смазочные материалы, которые будут одинаково эффективны как в повседневной эксплуатации обычными автомобилями, так и в экстремальных условиях многодневных гонок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
"Газпром нефть"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С топливом проще, поскольку гоночные грузовики оснащаются пусть и форсированными версиями, но обычных двигателей, а вот со смазочными материалами сложнее — масла должны одинаково хорошо работать и во время длительных поездок на высокой скорости по асфальтовым дорогам во время лиазонов между спецучастками, так и на самих допах. А день ото дня дистанция ралли-рейдов может менять — от степных грунтовок до глубокой грязи и бродов в полях, от песчаных дюн в пустынях до каменистых дорожек высокогорья. Причём независимо от типа покрытия и погоды все агрегаты гоночных грузовиков работают на максимуме своих возможностей и здесь важна максимальная защита.

Масло тонкой работы

Над этой непростой, но интересной задачей работает коллектив специалистов Омского завода смазочных материалов, где ведётся не только производство масел, но и их разработка. Специалисты лаборатории наглядно продемонстрировали гонщикам Сергею Вязовичу и Алексею Вишневскому способность масла противостоять вспениванию для лучшего проникновения во все участки агрегатов и водоотделения для предотвращения коррозии и дали возможность попытаться воспроизвести высокотехнологичную рецептуру моторного масла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
"Газпром нефть"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наблюдать со стороны за работой специалистов интересно, а общаться — ещё интереснее. Человеку несведущему кажется, что всё моторное масло одинаковое, но на самом деле рецептура зависит от того, какие свойства требуются от итогового продукта. Как отмечает генеральный директор «Газпромнефть-смазочные материалы» Анатолий Скоромец, на первый план в этой работе выходит опыт специалистов, которые могут из общих для всех компонентов и собственного базового масла «собрать» уникальный продукт, объединяющий в себе множество свойств так, чтобы они не мешали друг другу, а взаимно дополняли себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
"Газпром нефть"

Эксплуатационные свойства масел зависят от точного дозирования компонентов и баланса присадок. Для промышленного блендинга на заводе в Омске работает полностью автоматизированная станция смешения масел, позволяющая выпускать высокотехнологичные масла в точном соответствии с заданной рецептурой. Это позволяет использовать стандартное заводское масло — в случае с «МАЗ-СПОРТавто», масло G-Profi MSI10W-40 в командных и сервисных машинах и G-Energy Racing 10W-6 0— в гоночной технике. Причём пользу от применения этого продукта чувствует как команда, которая получает защиту двигателя своих грузовиков, так и производитель смазочных материалов, который тестирует своё масло при экстремальных нагрузках и получает уникальную информацию о работе продукта в таких условиях, которые не повторить на стенде. Сбор данных идёт практически в режиме реального времени благодаря тому, что караван гоночной техники на дистанции «Шёлкового пути» сопровождает мобильная лаборатория со специалистами «Газпромнефть-смазочные материалы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без резких скачков и проблем

«Благодаря нашему присутствию команды могут понять, в штатном ли режиме работают агрегаты их машин. Причём получить эту информацию можно без разборки узлов, только проанализировав смазочные материалы. Мы отбираем пробы, изучив которые можем сказать, есть ли какие-то проблемы уже сейчас или появятся ли они в ближайшее время. Для проведения анализа нам достаточно доступа к щупу узла, через который мы забираем масло — 30 мл нам хватает, чтобы полноценно изучить смазочные материалы. Идеально, если мы отбираем пробы с прогретого двигателя, чтобы прошла циркуляция масла и мы получили корректные результаты.

"Газпром нефть"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В своей работе мы используем три прибора, которые фактически заменяют нам в полевых условиях стационарную лабораторию, предоставляя полный спектр показателей — это ИК-спектрометр, рентген-спектрометр и вискозиметр. Инфракрасный спектрометр рассказывает нам о состоянии масла, его окислении и нитрации, то есть о том, насколько смазочные материалы выработали свой ресурс. Рентген-спектрометр показывает металлы износа и содержание присадок, что позволяет нам судить о степени «нормальности» износа агрегата. Вполне естественно, что в процессе работы узлы изнашиваются, в масле накапливаются металлы и это нормально, но только если всё это идёт постепенно и параметры растут стабильно. Если есть резкий скачок какого-то из показателей, то это говорит нам о появлении проблем. Когда у нас есть информация, из каких металлов сделаны агрегаты, то по появлению в масле следов тех или иных металлов мы можем предположить, где концентрируется неисправность. Вискозиметр показывает нам степень изменения вязкости масла. Для дизелей нормально накопление сажи в масле и увеличение его вязкости, а вот если она резко снижается, то это указывает нам на нарушения в работе топливной аппаратуры, из-за чего топливо попадает в масло и разжижает его. Показывают нам приборы наличие в маслах воды и этиленгликоля, что даёт возможность судить о попадании охлаждающей жидкости в масло. Прирост кремния говорит о попадании песка, а это заставляет пристальнее изучить систему впуска и воздушный фильтр.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
"Газпром нефть"

В 2021 году мы впервые работаем не только с «МАЗ-СПОРТавто», которая использует масла G-Energy, а доступны вообще для всех участников «Шёлкового пути». Наше оборудование позволяет нам изучать смазочные материалы любого производителя — главное, чтобы они были в базе данных приборов. Но даже если его нет в базе, то мы тоже можем работать с этим, только процесс занимает чуть больше времени и зачастую требует даже участия производителя приборов, который подстраивает его под новые материалы. Если говорить о времени, то масло, с которым мы работаем постоянно, анализируется за 15 минут, если масло мы изучаем не так часто, но оно есть в базе — это займёт полчаса, ну а с совершенно новыми для нас продуктами работа может занимать целый вечер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
"Газпром нефть"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мобильная лаборатория помогает не только участникам гонок, которые получают информацию о состоянии агрегатов своей техники без необходимости разбирать узлы, но и нам, поскольку мы собираем информацию о работе смазочных материалов в условиях гонок. Это помогает нам в работе и создании новых масел», — поясняет руководитель Центра технической компетенции «Газпромнефть — смазочных материалов» Станислав Дорошенко. Специалист, который прошёл не один «Дакар» и «Шёлковый путь» вместе с боевыми экипажами, прекрасно знает цену своей работе — ежедневный мониторинг смазочных материалов позволяет командам контролировать физико-химические параметры, концентрацию металлов, степень износа и загрязнения масел, а также отслеживать их динамику и вовремя замечать и устранять проблемы. Ведь какими бы совершенными ни были современные технологии, последнее слово за человеком — опыт реальных специалистов, гонщиков и экспертов, вносит решающий вклад в общий результат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Белый тигр как символ успеха

На «Шёлковом пути»-2021 у «МАЗ-СПОРТавто» технических проблем не возникло. Лучшим подтверждением отличной работы белорусской команды, специалистов «Газпромнефть — смазочных материалов» и «Газпром нефть» (на протяжении всей гонки участники заправлялись дизельным топливом «ОПТИ» и бензином G-Drive 100 производства Омского нефтеперерабатывающего завода «Газпром нефти»), а также экспертов мобильной лаборатории G-Energy стал итоговый результат — экипаж Сергея Вязовича, Павла Гаранина и Антона Запорощенко, выиграв почти половину спецучастков ралли-рейда, стал серебряным призёром гонки.

"Газпром нефть"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И если «Шёлковый путь» на этом завершился, то работа «МАЗ-СПОРТавто» и «Газпромнефть — смазочных материалов» — нет. Команда из Минска начала подготовку к следующему старту, а разработчики масел — к анализу собранных данных и созданию ещё более эффективных смазочных материалов для новых успехов. Встретите канистру с белым тигром на упаковке — знайте, что к этому маслу приложили руку гонщики «Дакара» и «Шёлкового пути».