Что происходит с российским авторынком: комментарий эксперта
Если говорить о динамике объемов авторынка России по годам, то до пандемии она была положительной. Так, в 2017 году продажи автомобилей выросли впервые за предыдущие пять лет на 11,9%. И 2018 год тоже закончился высокими показателями: аналитики зафиксировали увеличение на 12,8% по сравнению с 2017 годом. В 2019 году спрос на автомобили снизился всего лишь на 2,3%. Самым трудным для авторитейла годом стал 2020-й, когда реализация новых авто снизилась более чем на 9%.
Российский авторынок демонстрирует неожиданно положительную динамику на протяжении всего 2021 года. Так в первом квартале рост продаж в премиальном сегменте составил 4,5%. Массовый сегмент демонстрирует спад, но гораздо меньший, чем прогнозировалось – минус 3,8%. Рекордный рост продаж зафиксирован в апреле — 290,4% по сравнению с прошлым годом. Май, к слову, аналогично продемонстрировал высокий уровень реализации новых авто. Самыми востребованными автомобилями по итогам мая, как и прежде, стали Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Skoda Rapid PA II и Kia K5, сегменте SUV — Renault Duster, Hyundai Creta, Volkswagen Tiguan.
Примечательно, что за последние четыре года список лидеров практически не менялся, просто корректировалась их расстановка в рейтинге по количеству продаж. Например, Kia Rio была лидером и в 2017 году.
До конца 2021 года объемы продаж будут зависеть от стоимости автомобилей — по прогнозам, емкость рынка должна составить 1,5–1,6 млн проданных авто. И это несмотря на увеличение прайсов. Рост цен продолжится до конца года из-за нестабильности курсов валют, дефицита автомобилей и спроса, превышающего предложение.
Сейчас авторынок России не нуждается в дополнительной стимуляции, так как наращивает объемы, но рано или поздно ситуация изменится. Тогда главным драйвером роста продаж станет поддержка государства, но возобновление госпрограммы льготного автокредитования, которая была приостановлена в феврале из-за исчерпания выделенного в начале года бюджета, может произойти не раньше августа.
Автор комментария: Андрей Терлюкевич, Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр»
В июне 2021 года наибольший дефицит минимальных и топовых комплектаций наблюдается практически у каждого бренда, так как первые быстро раскупают по причине самой доступной цены, а вторые – практически не поставляются из-за проблем с поставками запчастей на производства.