Не бояться нового: как турбомотор и вариатор поменяли Renault Duster
Новый Duster уже вовсю продаётся на российском рынке. Модель со сменой поколений сохранила узнаваемый стиль, но при этом поменялась достаточно серьёзно. Визуально Renault Duster для России представляет собой сочетание дизайнерских решений, реализованных в модели для бразильского рынка, а также Dacia Duster для Европы — у обеих моделей общий дизайн кузова, но оформление решётки радиатора и переднего бампера отличается. Российский вариант кроссовера получил переднюю часть кузова, в которой сочетаются решётка радиатора, как у Renault Duster из Бразилии, и передний бампер, как у Dacia Duster. При этом все кузовные панели у модели новые по сравнению с предшественником.
У автомобиля полностью новый интерьер, многие элементы которого заимствованы у более крупного купе-кроссовера Renault Arkana: приборная панель, блок климат-контроля, мультимедийная система, которая была доработана, а также кресла. Рулевая колонка теперь регулируется по высоте и вылету, водительское сиденье имеет регулируемый поясничной подпор, между передними сиденьями расположен регулируемый бокс-подлокотник и подстаканники, для заднего дивана предложен двухступенчатый обогрев, а кроме того, в салоне нового Renault Duster может быть до 5 разъёмов USB и пара 12-вольтовых розеток. Нет проблем ни с тем, чтобы поставить все свои гаджеты на зарядку, ни с тем, чтобы самому удобно расположиться за рулём.
В целом, надо признать, интерьер от Arkana подходит Duster даже лучше, чем оригинальному купе-кроссоверу — угловатые черты салона (версия с вариатором отличается по внутреннему оформлению от представленного на фото салона машины с механической коробкой передач только рычагом трансмиссии) гармонично сочетаются с «квадратным» дизайном Duster, чем с плавно-округлыми линиями экстерьера купе-кроссовера. Но есть нюансы — удобная полочка на передней панели перед пассажиром сочетается с отсутствием в салоне крючков для одежды и креплений для поклажи в багажнике. Хочется и запуск двигателя с кнопки, которого пока не предлагают даже в качестве опции. Не исключено, что замечания от журналистов и владельцев Renault учтёт при подготовке рестайлинга кроссовера, так что ждём.
После смены поколений модель стала длиннее на 26 мм, до 4341 мм, ширина Duster составляет 1804 мм, а высота с рейлингами – 1682 мм. Колёсная база модели выросла до 2676 мм, а по геометрической проходимости новый Renault Duster остаётся лидером своего класса: дорожный просвет — 210 мм, а углы въезда и съезда – 31 и 33 градуса соответственно. И это чувствуется на пересечённой местности, но об этом позже.
У кроссовера полностью новый кузов с оптимизированной конструкцией, которая, наряду с увеличением доли высокопрочных и сверхвысокопрочных сталей, позволила повысить его жёсткость. У машины усилены передние стойки кузова и панели пола, боковины же выполняются единой деталью. Новый Renault Duster может иметь в топовых комплектациях до 6 подушек безопасности включая фронтальные для водителя и переднего пассажира, боковые передние и занавесочного типа, передние ремни безопасности с преднатяжителями и ограничителями усилия. Проверить их эффективность в ходе теста, к счастью, не довелось, но нет оснований не доверять заводским инженерам — на внутризаводском краш-тесте по методике группы Renault ODВ65 автомобиль проявил себя хорошо, набрав, по данным с датчиков манекенов (пристёгнутые манекены, имитирующие водителя и переднего пассажира, с фиксацией перегрузок, действующих во время удара на голову, шею, грудь, колени, бедра и голени), 14,55 баллов из 16 возможных.
На тесте была как раз такая топовая версия Style, в которой полный набор айрбэгов, штатная навигационная система, комплекс камер кругового обзора, USB-разъёмы для задних пассажиров и задние сиденья с обогревом. Конкретно наш ярко-оранжевый автомобиль был дополнен пакетом персонализации интерьера, включающим декоративные вставки на передней панели и декор обивки в тон кузову, но главное всё-таки не это. На дорогах и бездорожье Тульской области предстояло оценить связку нового бензинового турбомотора TCe150, вариатора CVT X-Tronic и полного привода All-Mode 4x4-i, чтобы получить ответ на волнующий всех вопрос — как проявят себя 1,3-литровый двигатель и бесступенчатая трансмиссия на асфальтовых трассах и самое главное, на пересечённой местности.
150-сильный турбомотор наделил Duster той динамикой, которой ему не доставало. Да, кроссовер Renault не превратился в грозу дрэг-стрипов, но ему это и не нужно — с места стартует автомобиль достаточно бодро и позволяет уверенно набирать скорость, которой достаточно для движения по автомагистралям в левом ряду. Ехать 130 км/ч на кроссовере легко — прямую он держит уверенно, динамики для опережений и обгонов хватает даже в таком режиме, а расход топлива не пугает. За время нашего теста, маршрут которого включал и езду по загородным трассам, и толкотню в пробках, и перемещения по бездорожью, средний расход топлива уложился в 9 литров на 100 км. И самое главное, что заправляться можно АИ-92 — двигатель сертифицирован под этот бензин, что позволяет не только экономить на заправках, но и без проблем отправляться в дальние путешествия. Не везде можно найти АИ-95, но АИ-92 найдётся точно.
Приятно, что, обретя новые возможности, автомобиль не лишился своих прежних преимуществ. В частности, неубиваемой подвески. Переход на электроусилитель руля позволил поднять комфорт в поездках по пересечённой местности, так что ехать всё те же 130 км/ч смело можно и по гравийной дорожке. В чём мы и убедились лично в Романцевских горах, где к живописным бывшим угольным карьерам Кондуков ведёт отсыпанная крупным щебнем «тропинка».
На ней водители легковушек крадутся в темпе неспешного пешехода, а владельцы внедорожников стараются съехать на идущую параллельно грунтовку, где также неторопливо переваливаются с боку на бок. А вот новинка Renault даёт возможность «валить» 110 км/ч по щебёнке, а по ухабистой грунтовке держать смело 90 км/ч — всеядная подвеска с аппетитом глотает все неровности, а на руль пробиваются только самые крупные неровности. Фантастический характер! Который в новом Duster дополнен большим комфортом за счёт отсутствия необходимости орудовать педалью сцепления и рычагом механической коробки передач.
Вариатор вообще окружён массой стереотипов относительно надёжности такого типа трансмиссии на бездорожье, но в Renault уверены в беспроблемной эксплуатации агрегата. На новый Duster устанавливается вариатор Jatco JF016Е, который знаком не только по моделям Renault Arkana и Renault Kaptur, но и по другим кроссоверам альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.
Один и тот же вариатор ставится на Nissan Qashqai и Nissan X-Trail, на Mitsubishi ASX, Mitsubishi Eclipse Cross и Mitsubishi Outlander — Renault подчёркивает, что коробка передач работает на автомобилях разных по мощности (от 115 до 171 л.с.) и крутящему момент и разных по своей массе, так что на относительно лёгком и не самом могучем Duster никаких проблем с надёжностью не будет. Подтвердили это и ресурсные тесты одного из российских журналов, который жестоко мучал связку турбомотора и вариатора на купе-кроссовера Arkana и после детального анализа состояния двигателя и коробки передач пришёл к выводу, что такой тандем проработает без проблем минимум 300 000 км. А если учитывать, что ни один владелец не будет терзать собственный автомобиль так, как издеваются над тестовой машиной журналисты, ресурс будет и в полтора раза выше.
И важно сделать оговорку — Jatco JF016Е на новом Duster тот, да не тот, что на Arkana и Kaptur. В Renault учли, что модель чаще двух её собратьев используют на серьёзном бездорожье, так что это повлияло на настройки вариатора. Если у «городских» кроссоверов гидротрансформатор при блокировке муфты блокируется на скорости уже 12 км/ч, то у Duster в режиме 4WD Lock блокировка сдвигается до скорости 45 км/ч — сделано это для снижения ударных нагрузок на трансмиссию при движении по бездорожью. Кроме того, в 4WD Lock смягчён отклик на нажатие педали газа для более точного дозирования тяги. Искушённому покорителю бездорожья это может показаться лишним, но для массового потребителя такие настройки помогут преодолеть пересечённую местность без риска застрять. Даже если автомобиль обут в шоссейные покрышки.
Тестовый отрезок в Кондуках не претендовал на звание экстремального офф-роуда, но прошедшие накануне нашего заезда дожди сделали дорожки чуть более сложными для кроссовера, чем у предыдущих групп журналистов, но все испытания Duster вынес с честью. Попрыгав по кочкам и попереваливавшись по холмам угольного карьера, новый Renault с азартом пронёсся по разбитой грунтовке и поплескался в грязевой жиже, не выразив никакого неудовольствия.
Вариатор вопросов не вызвал — да, для опытного водителя, возможно, дизель в сочетании с «механикой» будет более предпочтительным вариантом, но вот для среднестатистического владельца двухпедальный вариант с бензиновым турбомотором выглядит наиболее оптимальной версией для покупки. В городской толкотне не придётся сучить ногой и рукой, орудуя сцеплением и рычагом коробки в пробках, на трассе турбомотор позволит чувствовать себя комфортно в динамичном потоке, а на пересечённой местности вариатор даст возможность сосредоточится на рулёжке и поиске оптимальной траектории, чтобы не засесть. Добавить к этому чуть более агрессивные по рисунку покрышки — получите автомобиль на все случаи жизни.
За 8 лет продажи в России Renault Duster первого поколения разошёлся тиражом более 440 тысяч экземпляров, а сейчас, когда на конвейере завода в Москве модель сменил новый кроссовер, доступный с разными двигателями и коробками передач, поклонников у автомобиля должно прибавиться. Ценители «оригинального» Duster получили хорошо знакомую машину в улучшенном варианте, а расширить аудиторию явно помогут новые версии с более богатым и технологичным оснащением, недоступными ранее сочетаниями агрегатов. Главное — вырваться из плена стереотипов и не бояться нового, как не боится новых вызовов и Renault Duster с турбомотором и вариатором.
Если вам кажется, что бензиновый турбомотор в сочетании с вариатором — не лучший тандем для кроссовера с прицелом на активную эксплуатацию вне дорог, то не торопитесь с выводами. Пока не познакомитесь с новым Renault Duster TCe 150 4x4 CVT X-Tronic.