А голова – в багажнике!: «Босс» в «Городе роботов»

Готовы ли автономные автомобили, управляемые компьютерами, к реальному городскому миру с многочисленными нарушителями, припаркованными у обочин автомобилями, сложными перекрестками и сумасшедшим движением?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоит нестерпимая жара. Мы в «Городе роботов» (Robot City) — так прозвали испытательный полигон Университета Карнеги-Меллон, расположенный на берегах питтсбургской реки Мононгахелы. Десятки зрителей жарятся на открытых трибунах, пристально вглядываясь в кольцевой двухполосный испытательный маршрут. Один из наблюдателей поднимает руку и задает вопрос, который сейчас у всех на уме: «А он не выйдет из-под контроля, как Терминатор?»

Он — это Boss («Босс»), роботизированный джип Chevy Tahoe, именно его осматривают сейчас эксперты из DARPA, исследовательского подразделения Пентагона. Минута-другая, и наблюдатели из DARPA передадут организаторам гонки USB-накопитель с цифровыми инструкциями для джипа, и после этого Boss зарычит и тронется с места. Пока это только квалификационный заезд, а впереди — Urban Challenge, гонка автомобилей-роботов, которая будет проводиться в городских декорациях. Пользуясь датчиками и спутниковой навигацией, напрягая свои процессоры, примерно 30 самодвижущихся и самоуправляющихся экипажей отправятся в 100-километровую гонку по городским улицам, перекресткам и даже парковкам. Однако для того чтобы выйти в финал, Boss должен пройти сегодняшнее испытание. В сложную программу контрольных упражнений включены такие трюки, как объезд припаркованного автомобиля и поворот на перегруженном перекрестке. Неудивительно, если после таких издевательств робот восстанет против своих создателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня всем этим увлекательным шоу заправляет Билл Месснер, представитель гоночной команды Tartan, родившейся от союза CMU (Университет Карнеги-Меллон) и General Motors. На висящий в воздухе вопрос Месснер отвечает так: «Наш Boss, конечно же, не такой крутой, как Терминатор, к тому же злые гигабайты стоят куда дороже, чем добрые».

Трибуны отзываются на шутку смехом, но меня тревожат не столько злые намерения робота, сколько его неуклюжесть и бестолковость. На предыдущих гонках DARPA (см. «ПМ» № 12'2005) самоуправляемые экипажи то и дело сбивались с курса и врезались в ограждения. Что помешает «Боссу» спокойненько задавить кого-нибудь из зрителей? Разве что бетонные баррикады, отделяющие трибуны от трассы, и дистанционный «стоп-кран», включающий тормоза и отключающий автономное управление. Кроме того, конструкторы предусмотрели средства предупреждения пешеходов, которые случайно окажутся у робота на пути. Когда у внедорожника запускается двигатель, на его крыше начинает крутиться мигалка, а перед стартом включается оглушительная сирена. Но это все для тех, кто снаружи, а вот мне суждено прокатиться ВНУТРИ этого чудовища.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если смотреть на вещи трезво, пока что роботизированные самодвижущиеся агрегаты представляют опасность не столько для окружающих, сколько для самих себя. Уже в 2004 году первые гонки DARPA показали ограниченные возможности этих механизмов. Из 15 автономных аппаратов ни один не дошел до финиша, и приз в $1 млн остался не востребован. В пустыне, от Калифорнии до Невады, был проложен специальный маршрут длиной 227 км, но он не пригодился: никто из участников не смог миновать даже восьмую милю. У кого-то отказала спутниковая навигация, кто-то уперся в фантомные препятствия, возникавшие на пути из-за чрезмерно чувствительных датчиков. Повторные гонки в 2005 году для многих участников, вернувшихся в пустыню с радикально переработанными машинами, стали истинным реваншем. К финишу пришло пять роботов, и «Стэнли» из Стэнфорда завоевал двухмиллионный приз. Все говорили о грандиозном успехе, хотя 18 команд дойти до финиша так и не смогли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нынешние гонки, назначенные на 3 ноября, обещают быть самыми сложными. Мы увидим нечто среднее между сдачей экзамена на права и настоящими гонками. От роботов потребуется совершить множество маневров (влиться в общий поток, двигаться по маршруту, парковаться) и при этом остаться невредимыми. Более того, весь маршрут нужно будет пройти максимум за шесть часов. И если в 2005 году испытание выдержала только четверть участников, не станут ли гонки Urban Challenge полным провалом?

«Успех нам отнюдь не гарантирован, — говорит Уильям Уиттакер, профессор Института робототехники при Университете Карнеги-Меллон и руководитель команды Tartan Racing. — Повседневные дорожные задачи далеко превосходят возможности современной техники. К счастью, DARPA не ждет всего и сразу». От «Босса» не требуется скорость свыше 50 км/ч, распознавание дорожных знаков и навыки параллельной парковки. Ему не нужно уметь перестраиваться на крейсерской скорости через две полосы к выезду с шоссе. Перед ним не будет пешеходов и светофоров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Квалификационные испытания — предварительная попытка. Представители DARPA и команды Tartan пристально смотрят на дорогу. Участники нервничают из-за жары: справится ли кондиционер с охлаждением электронной начинки — целого сундука из десяти крутых серверов на базе 2-ГГц процессоров Intel Core2Duo? Тем временем джип аккуратно объезжает припаркованную машину, не зацепив ни одного оранжевого конуса. «У стэнфордской команды с этим упражнением были проблемы, — шепчет мне один из тартановских, — но судьи из DARPA разрешили пройти тест заново».

Да, робототехники ревниво относятся к Стэнфорду: перед гонками 2005 года Университет Карнеги-Меллон считался фаворитом, однако обе машины этой команды пропустили вперед «Стэнли» и пришли к финишу второй и третьей. В течение ближайших нескольких месяцев такие же квалификационные испытания пройдут еще 53 команды, но до финальной гонки допустят только двадцать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2005-м Boss без предупреждения пошел на второй круг. Как объясняет Крис Урмсон, главный разработчик команды Tartan, в момент аварийной остановки джип проскочил по инерции одну из промежуточных точек GPS-навигации. У финиша он зафиксировал недостачу, счел задачу невыполненной и успокоился лишь после того, как повторил весь цикл. Позднее «Босс» не пропустил на перекрестке согласно правилам две другие уже стоявшие там машины, а дождался, когда проедет одна из них, и после этого сразу сам пошел на поворот. Здесь, как объяснил Урмсон, снова имело место недопонимание условий задачи. Правила состязаний гласят, что робот должен пропустить другой автомобиль, если последний расположен в пределах метра от стоп-линии. Однако датчики Boss определили, что другая машина стоит от линии в полутора метрах, а потому робот «с чистой совестью» поехал через перекресток. На этом примере видны как достоинства, так и недостатки компьютерного мышления. Робот неукоснительно следовал правилам, но будь на его месте живой водитель, мы сочли бы его поведение опасным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но вот экзамен окончен, представители DARPA покинули площадку, дав положительную оценку. Несколько часов маневров не слишком впечатлили меня. Точнейшая GPS-навигация позволяет роботу спокойно идти по маршруту со скоростью чуть выше 20 км/ч. Ощетинившись во все стороны камерами, лазерными дальномерами и радарами, аппарат действует разумно и осторожно, как ученик на курсах автовождения, хотя упрямые компьютерные мозги уже заставили робота принять два крайне настораживающих решения. Если «Босса» выпустить в настоящие городские джунгли, отнять у него запрограммированные по координатам GPS маршруты, заставить подчиняться огням светофоров и знакам, ограничивающим скорость, да еще пустить перед ним совершенно непредсказуемых пешеходов, он, скорее всего, снизит скорость до черепашьего шага или вообще впадет в кому.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато здесь, в «городе роботов», джип ведет себя так же послушно, как старая цирковая лошадь, и я хладнокровно забираюсь на заднее сиденье, ожидая спокойной прогулки по окрестностям. Как оказалось, у «Босса» другие планы.

Электронная начинка, плотно упакованная за моей спиной, пышет жаром. Джип делает резкий рывок. Невидимые руки крутят баранку с удивительной грубостью. «Босс» резко тормозит перед каждым поворотом, потом бешено газует, не обращая внимания на человека, который болтается в салоне, как манекен. Мне с трудом удалось выразить свои впечатления в словах. «Босс» не пытается водить как человек. Он прямолинеен и ведет машину без нежностей и полумер, с холодной двоичной логикой. Если отвлечься от вопросов комфорта, я чувствую себя в большей безопасности, чем когда за рулем сидит почти любой из моих знакомых. Впрочем, «Боссу» на меня наплевать — его строили не для того, чтобы возить пассажиров. Его задача — переиграть других роботов, таких же холодных и логичных.