Полоски на асфальте: как появились дорожные «зебры»
Дело в том, что Римская империя, несмотря на свои успехи практически во всех сферах жизни — от торговли и строительства до науки и искусства, не могла решить проблему антисанитарии. По улицам стекали канализационные отходы, нечистоты и грязь. И каждый раз, пересекая дорогу, римлянам приходилось жертвовать чистой обувью и сухостью ног. Тогда, почти три тысячи лет назад, решение проблемы все-таки было найдено.
Находчивые граждане решили размещать вдоль мостовых высокие булыжники с небольшим расстоянием друг от друга. Для того времени изобретение было действительно гениальным: во-первых, места для переходов были четко помечены, во-вторых, по возвышающимся над дорогой камням было удобно ходить, ну и наконец, в промежутках между «полосками» свободно проходили колесницы.
Однако официальная версия относительно истории возникновения пешеходных переходов отсылает нас к 30-м годам XX века. С ростом автомобильной промышленности наиболее развитым странам пришлось задуматься о регулировании движения на дорогах. Так в Британии придумали обозначать места для переходов с помощью специальных металлических шпилек, которые буквально «втыкались» в асфальт. Позже министр транспорта Британии Хор-Белиш предложил устанавливать вдоль дорог желто-оранжевые шары на полосатых столбах. Конструкция походила на маяк и была заметна водителям и пешеходам как днем, так и в темное время суток.
Вскоре «зебра» распространилась по всему миру. В начале 50-х разметкой заинтересовались в Германии, чуть позже - в СССР впервые нанесли черно-белые полосы на Ленинском проспекте в Москве. Можно сказать, на этом у нас эксперименты закончились. В Советском Союзе даже в крупных, не говоря уже о провинциальных, городах не торопились внедрять инновации. На некоторых улицах порой не было и светофоров, а движение регулировали дорожные инспекторы, и то не везде.
Места для перехода продолжали отмечать двумя пунктирными рядами, которые были еле видны на асфальте. Вплоть до 70-х годов пешеходы пренебрегали правилами ПДД и пересекали трассы, где придется. Здесь даже громкие лозунги и карикатуры на страницах газет, взывающие людей к осмотрительности, были бессильны. Проблему решили только подземные переходы — их массовое строительство, а также еще большее распространение «зебры», привело нас к почти современной системе безопасности на дорогах.
С недавнего времени в России стали действовать новые стандарты. Теперь зебра, получив двухцветную, желто-белую окраску, стала заметнее, а значит безопаснее.
Интересный факт: к желтому цвету на дорогах пришли не только в России. Прогуляться по желто-белым переходам можно в Америке, Швейцарии, Италии. Что касается Китая, то разметка такого типа — фишка страны. И называют ее там не «зеброй», а «тигром».
Испания в вопросе разметки магистралей и трасс отличается креативным подходом. Разноцветные зигзагообразные переходы для испанцев — привычное дело. И это еще не самое удивительное. Например, в городе Ла-Корунья на Пиренейском полуострове придумали самый забавный дорожный принт — бело-черные пятна, напоминающие окрас коров. Этот дизайн символичен: курорт специализируется на производстве молочной продукции, а на его территории расположены крупнейшие в Испании фермы.
Бонус: еще 5 фактов о дорожной разметке
- Международная организация ISO (Международная организация по стандартизации) устанавливает стандарты для дорожной разметки.
- В некоторых районах Шанхая на дорожной разметке для пешеходов можно увидеть креативные иллюстрации (животных, растения или геометрические узоры).
- В Рейкьявике на дорожной разметке можно увидеть геометрические узоры и абстрактные композиции, которые добавляют городу арт-атмосферу.
- В некоторых местах дорожная разметка для пешеходов может быть усовершенствована с использованием светодиодных или смарт-технологий для улучшения видимости в темное время суток.
- Несмотря на широкое использование, некоторые зебры могут быть недоступны для людей с ограниченными физическими возможностями.
В некоторых городах Италии до сих пор сохранились вытянутые широкие камни, расположенные поперек дорог — это и есть прообраз зебры, который придумали еще в Древнем Риме.