Как правильно буксировать автомобиль: важные моменты
После автошколы редко кто действительно помнит (или даже знает), как буксировать автомобиль. В то же время ни разу не столкнуться с транспортировкой машины до сервисного центра удается только счастливчику. И хорошо, если вы оказались недалеко от города или у вас есть сотовая связь – можно и советы «прогуглить», и эвакуатор вызвать. Но чтобы избежать неприятных неожиданностей, рассказываем, как правильно воспользоваться буксировочным тросом и успешно доставить машину в ремонт.
Правила дорожного движения, которые нужно соблюдать при буксировке машины
Прежде чем начать операцию по спасению, следует изучить законодательство. Правила, как буксировать легковой автомобиль, отдельно не записаны. Тем не менее для любого транспортном средства пункт 20.4 ПДД запрещает буксировку на гибкой сцепке в условиях гололедицы, а также буксировку двух и более транспортных средств вне зависимости от их типа или массы. Пункт 20.3 указывает, что расстояние между автомобилями при буксировке на мягкой сцепке должно быть «в пределах 4-6 метров». Более того, трос должен быть обозначен предупредительными устройствами.
В буксируемом автомобиле нужно выключить стояночный тормоз, включить нейтральную передачу и зажигание. Как обозначить буксируемый автомобиль? Пункт 7.1 ПДД указывает, что на буксируемом транспортном средстве должна быть включена аварийная сигнализация. При ее неисправности на задней части автомобиля должен быть закреплен знак аварийной остановки. И не забывайте, что при буксировке на мягкой сцепке разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.
Есть и ряд тонкостей для участников процесса. Буксировка автомобиля разрешена только в том случае, если водитель буксира имеет стаж не менее двух лет. Уточнять это стоит всегда – и для безопасности собственной машины, и для сотрудников ГИБДД. А вот буксируемым может быть любой водитель, главное – иметь с собой необходимые документы. Все пассажиры автомобиля, который вышел из строя (или попросту застрял в снегу) должны пересесть в «главную» машину.
Как можно буксировать автомобиль с различными типами коробок передач
Основных вариантов, как правильно буксировать автомобиль, существует четыре: на мягкой сцепке, жесткой, методом частичной погрузки и полной. Жесткая сцепка – металлическая конструкция, которой буксируемый автомобиль закрепляется к буксирующему. Для легковых автомобилей она практически не применяется.
Частичная и полная погрузка – методы, для которых нужен эвакуатор, а самый распространенный тип буксировки – на мягкой сцепке, то есть при помощи обычного троса. Рассказываем подробно, как проходит буксировка машины с различными типами коробок передач.
Как буксировать автомобиль с механической коробкой передач
Автомобили с механической коробкой передач можно буксировать без проблем: при выключенной передаче нагрузки на узлы и агрегаты нет. Перед началом переключите включите нейтральное положение, а при движении зафиксируйте специальную накладку на тормозе. Потом присоедините буксировочный трос и сядьте в салон буксира.
Как буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач
А вот тут уже начинаются сложности. Для гидротрансформатора даже при включенной нейтральной передаче есть ограничения как по дальности буксировки, так и по скорости. В противном случае существует риск серьезного повреждения трансмиссии. Тогда как буксировать автомобиль на АКПП? Для безопасной буксировки машин на «автомате» обычно используют метод частичной или полной погрузки. При этом расстояние более 50 километров лучше «поделить» на остановки, чтобы коробка передач успела остыть.
Как буксировать автомобиль с роботизированной коробкой передач
Робот устроен почти таким же образом, что и механическая коробка передач, поэтому никаких ограничений на буксировку нет. Правда, при жесткой сцепке желательно полностью заглушать двигатель. А вот чтобы правильно буксировать автомобиль с двумя сцеплениями (по устройству он больше похож на «автомат»), необходимо перевести селектор в нейтральное положение и закрепить колеса таким образом, чтобы они либо не вращались, либо двигались по направлению вперед.
Как буксировать автомобиль с вариатором
Это не тот вариант, когда можно буксировать автомобиль с неработающим двигателем. Если машина сломана, обязательно вызовите эвакуатор. Вот основные правила Оставить мотор запущенным, перевести селектор коробки передач на «нейтраль». Если транспортное средство сломано, обязательно вызовете эвакуатор. водителю требуется сохранять скорость не выше 40 км/ч и перемещать машину на расстояние до 40 километров.
Как выбрать хороший трос при буксировке автомобиля
Конечно, знать, как буксировать легковой автомобиль, предельно важно. Но этого недостаточно: во время движения или на поворотах некачественный трос может в лучшем случае оборваться. В худшем – навредить окружающим или разбить лобовое стекло. Именно поэтому важно изучить все характеристики буксировочного троса перед его покупкой.
На что обращать внимание при выборе?
- Материал. Существуют тканевые и металлические тросы. Первые как правило изготавливают из полипропилена или авиационного капрона. Они легкие, гибкие и прочные и подходят для большинства легковых автомобилей. Полипропиленовый трос пружинит и смягчает рывки. Стальные тросы являются самыми надежными, правда, менее гибкими. Их можно использовать для буксировки тяжелых транспортных средств, но аккуратно – ими легко повредить авто.
- Длина. Согласно ПДД, вам потребуется трос от 4 до 6 метров. Однако такие варианты могут привести к аварии – из-за слишком близкого расстояния между авто. А вот при длине в 10 или 12 метров машине становится труднее «вписаться» в поворот, поэтому при буксировке автомобилей на длинные дистанции лучше выбирать трос покороче. Вы также можете найти в специализированных магазинах динамические модели. Их длина составляет до 2 метров, а под нагрузкой они растягиваются в два раза. Это поможет предотвратить рывки.
- Максимальная нагрузка. Задача троса – выдержать постоянную нагрузку (вес автомобиля) и динамическую нагрузку (наклон дороги, более сильное сопротивление из-за погодных условий). Для легковых автомобилей обычно выбираются тросы с грузоподъемностью от 2 до 5 тонн. Для внедорожников и тяжелых транспортных средств – более мощные варианты до 8 тонн.
- Тип крепления. Часто встречаются петли, карабины и крюки. Для седанов подойдут крюки, а внедорожники из-за большего веса потребуют использование петель. Перед покупкой обязательно проверьте швы в месте крепления металлических деталей – сильный рывок может их попросту разорвать.
Как подготовиться к буксировке автомобиля
Прежде чем выяснить, как можно буксировать автомобиль, убедитесь, что это безопасно – для водителя и самой машины. Если авто сильно повреждено, например, неисправны тормоза, колеса или руль, вызовите эвакуатор. Помните, что машина должна ехать свободно – иначе вы только усугубите поломку. Далее выберите правильное оборудование и проверьте, есть ли у вашего автомобиля специальные буксировочные петли или крюки. В некоторых моделях они могут «прятаться» под съемными пластиковыми заглушками бампера.
Договоритесь со вторым водителем о подаче сигналов, когда вы начнете ускоряться на дороге или, наоборот, срочно сбрасываете скорость. Вы также можете предупреждать друг друга в случае остановок или ближайших поворотов. Заранее подготовьте маршрут с минимальным количеством перекрестков. Постарайтесь избегать оживленных участков, крутых подъемов и спусков. Прежде чем буксировать автомобиль, оставьте включенные фонари – они предупредят других участников движения о том, что машина находится на буксировке. Также прикрепите специальные флажки на буксировочный трос.
Пошаговая инструкция, как правильно буксировать автомобиль
Постарайтесь избежать ситуации, при которой вам придется буксировать автомобиль с неработающим двигателем. Это может случиться на пустынных дорогах вдали от населенных пунктов – и вызвать эвакуатор не представится возможным. Именно поэтому перед длительными поездками заранее проверяйте техническое состояние машины и проводите своевременный ремонт.
Итак, рассказываем подробно, как буксировать легковой или грузовой автомобиль:
- Переместитесь на крайнюю правую сторону дороги. Буксировать машину по обочине запрещено;
- Подготовьте трос и закрепите его в пазы автомобиля. Иногда в транспортном средстве специальная проушина не предусмотрена – в таком случае закрутите буксировочный болт в отверстие под бампером;
- Поверните ключ зажигания в положение «включено», но не запускайте двигатель. Это необходимо для разблокировки рулевого управления и работы тормозов;
- Переключите коробку в нужное положение. Чаще всего – в позицию «нейтраль». Перед буксировкой обязательно отпустите ручной тормоз, чтобы колеса могли свободно вращаться;
- Договоритесь со вторым водителем о средней скорости и обговорите маршрут. Определите сигналы для связи;
- Водитель буксирующего автомобиля должен начинать движение медленно и плавно, чтобы избежать резкого рывка, который может повредить оба автомобиля;
- Как только вы начали движение, убедитесь, что трос натянут. После вы можете увеличивать скорость;
- Водителю буксируемой машины стоит ехать немного в стороне. При поворотах или смене полосы сначала маневр начинает тягач. Водитель буксируемого автомобиля должен постоянно проверять положение второй машины и управлять своим транспортным средством таким образом, чтобы трос всегда оставался в натянутом состоянии;
- При необходимости сделать остановку водитель буксируемого автомобиля должен мягко тормозить – это поможет избежать провисания троса и резких рывков. Останавливаться обоим участникам буксировки следует одновременно;
- Если пошел дождь или сильный снегопад, следует полностью прекратить движение. В условиях ограниченной видимости буксировка автомобиля может быть опасной как для ее участников, так и для других водителей – они попросту не заметят трос или сигнальные флажки.
Буксировка машины: что делать, если у вас электромобиль
Разряженный электрокар на безлюдной трассе – кошмар любого водителя. К сожалению, такая ситуация тоже возможна. Например, вы забыли дома портативный аккумулятор или вообще не озаботились тем, чтобы поставить систему рекуперации. Нередко в сети можно встретить мнение, что буксировать электромобиль нельзя. Однако, это не так. Тогда почему вообще возникают опасения у владельцев машин?
Все потому, что электродвигатель по-прежнему вырабатывает электрический ток, который не «доходит» до инвертора и батареи, и комплектующие могут попросту выйти из строя. Для длительной буксировки машины следует использовать эвакуатор. Если же расстояние не превышает 50 километров (а в случае Tesla и 25 километров), закрепите электрокар таким образом, чтобы передние колеса не касались асфальта. При этом водитель должен оставаться в салоне и плавно опускать педаль газа, не развивая скорость более 50 км/ч.
Буксировка автомобиля кажется делом простым, но есть несколько нюансов, о которых следует помнить