Не растряси: как настроить подвеску на мотовездеходе
Если посмотреть список участников на крупных соревнованиях по ралли-рейдам в мире, то класс SSV является одним из самых многочисленных и популярных. К примеру, на Dakar 2021 было заявлено 498 участников, из них 101 мотоцикл, 64 автомобиля, 61 мотовездеход, 16 квадроциклов и 44 грузовика. С учетом того, что в том или ином виде класс SSV на Dakar существует только 7 лет, это отличный показатель.
Там, где скорость, часто прыжки, колея и внезапные опасности высока вероятность «разложиться». Один из простых и универсальных способов подготовить мотовездеход к таким испытаниям, это правильно настроить подвеску. Сделать, кстати, это можно самостоятельно.
Первый шаг: Делаем клиренс загруженной (с экипажем) техникой 36-37 см
В качестве примера используется популярная модель Can-AmMaverick X3 XRS/XRC 2016-2019 гг.
Отметим сразу главное: не существует как единой настройки, которая позволит одинаково комфортно эксплуатировать технику в различных условиях, так и идеального амортизатора. При выборе стандартной настройки амортизаторов на Can-Am Maverick X3 XRS/XRC специалисты компании BRP явно вдохновлялись дюнными гонками. Предлагаем рассмотреть, что мы можем сделать со стандартными амортизаторами на стандартных пружинах для наших российских дорог.
Сначала термины
LS – медленное сжатие (шлицевая отвёртка, 4 оборота), крены техники, раскачивание, точность управления.
HS — быстрое сжатие (ключ на 17, 4 ¼ оборота), резкие удары, пробой, прыжки.
R — отбой, скорость расправление амортизатора. 24 клика.
Мы рекомендуем
Передний амортизатор
LS – затянуть. Закручиваем до упора и возвращаем 1 оборот спереди.
HS – откручиваем до упора и затягиваем на 1 оборот спереди.
Отбой спереди закручиваем до упора и откручиваем на 15 кликов.
Задний амортизатор
LS – затянуть. Закручиваем до упора и возвращаем на 1,5 оборота сзади.
HS – Откручиваем до упора и затягиваем на 0,5 оборота сзади.
Отбой сзади закручиваем до упора и откручиваем на 10 кликов. Отбой на задний оси делам туже, чтобы при подбросах машину не крутило мордой вниз.
Амортизатор имеет мягкую байпассную зону на малых ходах, поэтому ЗАКРУЧЕННОЕ LS даст больше контроля на руле, и поможет бороться с кренами.Если вам хочется больше комфорта, то полностью открутите HS.
Важные моменты
- Клиренс мотовездехода при полной загрузке должен быть 36-37 см на колесах диаметром 30 дюймов, иначе вы попадёте в жесткую зону байпасса.
- При регулировке HS ключом на 17 внутренняя настройка под отвертку не сбивается несмотря на то, что двигается вместе с гайкой на 17.
- Будьте осторожны с регулировкой отбоя в крайних положениях, винтик регулировки легко провернуть и сломать.
- Если на технике большой преднатяг пружин, обязательно компенсируйте это регулировкой отбоя. Помните: регулировка отбоя влияет и на отбой, и на сжатие!
Второй шаг: выставить правильное положение кроссоверов
На что влияет положение кроссоверов? Если у вас впереди только ровная прямая дорога, и вы не планируете с неё сворачивать, то можно пропустить всё, что написано ниже. Кроссоверами мы заставляем машину поворачивать так, как мы хотим. Их положение определяет, в какой момент работа системы из двух пружин переходит в работу только одной пружины, реализуя прогрессию в жёсткости.
Если проще, мы можем регулировать, в какой момент сжатия увеличить жесткость пружины. До соприкосновения муфты с гайками, система из двух пружин имеет меньшую жесткость, чем жесткость любой из пружин по отдельности. В момент, когда муфта уперлась в гайки кроссоверов, верхняя пружина уже не участвует в системе. Сопротивление сжатию оказывает только одна нижняя пружина, которая всегда будет жестче, чем система из двух пружин.
Вес машины, который давит на каждое из колес, не равномерен во время езды. Если, например, подставить под каждое колесо на неподвижной машине весы, то увидите, условно, по 250 кг на каждом переднем и по 300 кг на каждом заднем колесе. При торможении же смещение веса идет на перед, разгружая зад, но ускорении всё происходит с точностью до наоборот, а в повороте, соответственно, перемещение веса идёт между сторонами. Кроссоверы и управляют этим перемещением веса.
Чтобы лучше понять этот принцип, предлагаем провести пару пробных заездов, где мы можем подвигать кроссоверы. Для начала выставим кроссоверы в рекомендованное положение. Здесь мнение BRP И FOX немного расходятся, мы же рекомендуем попробовать настроить их по своим ощущениям. Нажимаем на газ – машина «приседает» на заднюю ось, разгоняемся и тормозим – машина приседает на переднюю ось. Можно повторить это несколько раз и запомнить свои ощущения. Теперь опускаем кроссоверы на всех амортизаторах на 30 мм. Это очень большой шаг, но он позволит нам лучше почувствовать разницу. Теперь машина будет меньше приседать как при разгоне, так и при торможении. Покатались несколько раз, поняли, запомнили ощущения. Если ничего не поняли – опустите еще на 20 мм и повторите. А теперь начинаем вдумчиво настраивать кроссоверы под себя и трассу.
Шаг три: регулировка
Перед
Эта настройка играет на более точный вход в поворот. Если кроссоверы расположены слишком низко (а именно так мы оставили их после предыдущего эксперимента), то передняя ось не будет ехать за поворотом руля на торможении и входе в поворот, а будет стараться выехать наружу. Торможение будет не таким эффективным – передние колеса будут «поскальзываться» очень рано. Обращаем внимание на этот момент, двигаем вверх уже не по 20-30, а по 10мм и находим положение, когда на торможении машина хорошо поворачивает. Если кроссоверы слишком высоко, машина будет сильно проваливаться на передние колеса. Опускаем до тех пор, пока не почувствуем ухудшение поворачиваемости. Лучшей рекомендацией для новичка будет найти самое низкое положение, при котором поднимая кроссовер вы не чувствуете улучшение управляемости.
Зад
Если в первом эксперименте мы наблюдали за положением машины, когда нога была на педали тормоза, то теперь сфокусируемся на поведении, когда нажата педаль газа. Здесь все работает по тому же принципу. Если кроссоверы установлены слишком низко – машина на выходе из поворота с ускорением будет мало приседать на заднюю ось и, соответственно, терять сцепление под задними колесами, в результате из каждого поворота будет выходить боком. Если вам нравится дрифт – эта настройка для вас; если требуется скоростное прохождение поворота, то здесь точности руления не будет, а динамика разгона упадет. Если кроссоверы стоят слишком высоко – машина будет приседать на заднюю ось слишком сильно. Да, будет отличный зацеп, но передние колеса покажут плохое сцепление, и на ускорении из поворота машина будет стараться подрулить немного наружу. Не будет скольжения и на задней оси, а, значит, шанс перевернуться на выходе из поворота возрастает. Совет новичку тот же, что и по передней оси – найти самое низкое положение, при котором управляемость на выходе из поворота устраивает. Вы можете контролировать скольжение задней оси, при этом у вас сохранится хорошая динамика разгона.
Общие правила: чем лучше сцепление, тем ниже можно опускать кроссовер. Чем хуже – тем выше он должен быть. Если после дождя вы не попадаете ни в один поворот – попробуйте поднять кроссоверы.
Ну и раз уж мы подняли тему переноса веса в динамике, не думайте, что тут работают только кроссоверы. Низкоскоростное сжатие и отбой тоже имеют большую роль в этом процессе, но это отдельная история.
Важные моменты
FOX рекомендует ставить кроссовер на уровне 63.5 мм /139.7 мм спереди и сзади от гайки преднатяга соответственно.
BRP рекомендует ставить 78.6 мм/58.6 мм спереди и сзади соответственно.
Управление мотовездеходом – это особенный уровень водительского мастерства и удовольствия. И отдельное испытание для опорно-двигательного аппарата. Правильно настроенная подвеска «сгладит» небольшие и средние препятствия. И, возвращаясь к главному, подарит тебе самые незабываемые впечатления.
Материал подготовлен совместно с компанией GoTune, у которой есть классный аккаунт в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации):