Эскимосские сказки: Обновленная карма
Рождение концепции
«Конечно, это не первый автомобиль с пластиковыми деталями кузова, — говорит Нико Эгельман, коммерческий директор автомобильного подразделения GE Plastics в Восточной Европе. — Еще в начале XX века Генри Форд пытался устанавливать на свои машины кузовные элементы, сделанные не из металла, а из полимеров, причем полученных из растительного сырья. У знаменитого немецкого автомобиля 1960-х годов — Trabant — был пластиковый кузов. А когда я 20 лет назад приехал в Россию на завод АЗЛК, то был буквально поражен проектом, который мне представили: автомобиль, весь кузов которого полностью изготовлен из пластиковых деталей! Но проект русских инженеров опередил свое время и поэтому не был осуществлен».
Тем временем технологии совершенствовались, появлялись новые материалы, и несколько лет назад компания GE Plastics (с сентября она сменила свое название на Sabic Innovative Plastics) решила осуществить дерзкий проект — построить автомобиль, кузов которого был бы полностью пластиковым. И не только кузов, но и остекление! «Мы обратились с подобным предложением сразу к нескольким автопроизводителям, — вспоминает Нико Эгельман, — и самой первой отозвалась на него корейская компания Hyundai. Оказывается, конструкторы этой фирмы уже планировали что-то подобное, и наша идея упала на благодатную почву. Так и родился QarmaQ».
«Зеленая» машина
QarmaQ — это технологический демонстратор, на примере которого GE Plastics представляет свое видение того, каким будет автомобиль будущего. «Дело не только во внешнем виде, — объясняет Нико Эгельман. — Философия машины определяется даже из ее названия». Qarmaq — это традиционное жилище эскимосов Гренландии, Канады и Аляски (инуитов), сделанное из натуральных, экологичных материалов — дерна, китового уса и шкур животных. Конечно, в конструкции QarmaQ вы не найдете дерна или китового уса, но инженеры европейского конструкторско-технического центра Hyundai Motor в Руссельхайме и автомобильного подразделения GE Plastics хотели донести до публики одни и те же ключевые понятия: экология и безопасность.
Когда автомобильные конструкторы говорят об экологии, обычно подчеркивают экономичность мотора и экологический класс. Тут у QarmaQ, относящегося к модному сейчас классу спортивных кроссоверов, все в порядке — его дизельный двигатель удовлетворяет нормам Евро-5. Но даже снижение массы на 60 кг по сравнению с традиционным металлическим кузовом, обещающее уменьшить потребление топлива на 80 литров в год и снизить годовую эмиссию парниковых газов на 200 кг, — это капля в море. Основное же экологическое достоинство машины заключается в том, что все кузовные панели сделаны из пластиков Xenoy iQ и Valox iQ. «iQ — это серия материалов, разработанных в рамках нашей программы под названием ecomagination, "эковоображение", — говорит Дерек Букмастер, директор по маркетингу подразделения автомобильных кузовных панелей и остекления GE Plastics. — Эти материалы изготавливаются из отслужившего свое полиэтилентерефталата (ПЭТ), но это не обычная переработка вторсырья, а сложный химический процесс, благодаря которому мы получаем материалы, не уступающие по своим качествам полимерам, произведенным из традиционного сырья». Наиболее известный источник ПЭТ — это пластиковые бутылки: «в кузове» QarmaQ их приблизительно 900 штук.
В аквариуме
Hyundai QarmaQ — одна из немногих машин, которая предоставила автомобильным дизайнерам невиданную ранее свободу творчества. Панорамное лобовое стекло? — Пожалуйста! Прозрачная панорамная крыша с интегрированной радиоантенной? — Легко! А как насчет профилированных дверей с прозрачным окном сложной формы? — Никаких проблем! Не автомобиль, а прямо-таки мечта дизайнера...
«Кстати, посмотрите на заднюю часть крыши! — обращает мое внимание Дерек Букмастер. — Видите две куполообразные выштамповки? Как думаете, для чего они?» Я теряюсь в догадках. «Эти выступы решают общую проблему всех автомобилей спортивной внешности. Они сделаны для того, чтобы задние пассажиры не упирались в покатую крышу головами. А сделать крышу более высокой нельзя: пропадет спортивный облик!» — смеется мой собеседник. Вообще машина больше всего напоминает кабину вертолета или самолета: остекление везде, где только можно. Разумеется, никакого традиционного силикатного стекла — только небьющийся поликарбонат Lexan. «Но ведь он мягкий и будет царапаться! — удивляюсь я. — Во что же может превратиться такой автомобиль через полгода-год?» «Нет никаких поводов для беспокойства! — отвечает Дерек. — Сам поликарбонат, конечно, достаточно мягкий материал, но с помощью плазмохимического газофазного осаждения на него напыляется тонкий слой диоксида кремния — иначе говоря, кварцевого стекла. Именно этот слой и противостоит царапинам, причем весьма успешно. Кстати, такие же покрытия наносятся и на линзы автомобильных фар, которые у большинства современных машин сделаны из поликарбоната».
Безопасность
Машина будущего должна быть безопасной, причем не только для водителя и пассажиров, но и для пешеходов. Последняя задача — самая сложная, и именно ее решение продемонстрировали инженеры Hyundai и GE. Нет, никаких подушек безопасности или «выстреливающих» капотов — специально для этой машины была разработана система Elastic Front, состоящая из зон с запрограммированной деформацией, расположенных под передними крыльями, бампером и капотом. «Никто раньше не применял такой технологии! — с гордостью говорит Дерек Букмастер. — Деформируемые панели из нашего полимера Xenoy iQ легче металлических элементов, но работают ничуть не хуже, причем как при низкой, так и при высокой температуре». Правда, он тут же оговаривается, что обеспечением безопасности водителя и пассажиров никто особо не занимался — эту задачу пока отложили, ведь это пока концепт.
«А обеспечить безопасность водителя и пассажиров в пластиковой машине проще или сложнее, чем в традиционном автомобиле?» — интересуюсь я. Дерек Букмастер пожимает плечами: «Не сложнее и не легче — примерно так же, просто все по-другому. Вообще подобные машины конструируются совершенно иначе, чем традиционные. Например, поликарбонатное остекление имеет по сравнению с традиционным большую прочность, но меньшую жесткость, поэтому просто вставить вместо обычных стекол поликарбонатные нельзя. То же самое относится и к крыше — автомобиль должен быть особым образом спроектирован в расчете на это». У Hyundai QarmaQ жесткость обеспечивает стальная рама, на которую и навешиваются пластиковые панели.
Может быть, когда-нибудь кузовные панели на автомобилях будут меняться так же легко, как это делается сейчас на сотовых телефонах?