Немного истории: почему автомобили скорой помощи называют каретами
История скорой медицинской помощи началась в нашей стране 28 апреля 1898 года. В конце XIX века на улицах Москвы на вызовы разъезжали всего две кареты, запряженные лошадьми. В такие повозки можно было поместить одного пострадавшего человека на носилках. С того момента эта жизненно важная служба претерпела немало изменений, однако называть машины СМП продолжили «каретами скорой помощи». Разбираемся, почему так произошло и какими были первые повозки.
Почему машину скорой помощи называют каретой
В конце XIX века были сконструированы специальные экипажи, в которых можно было перевозить лежачих больных. Такие закрытые повозки на конной тяге получили устойчивое название «кареты скорой помощи».
В Москве первые две такие кареты появились в апреле 1898 года. На каждой станции было по одной карете с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Конечно, со временем кареты были постепенно заменены автомобилями, однако словосочетание оказалось на редкость устойчивым и живет до сих пор.
Как и когда появилась служба скорой помощи
Появление первой скорой помощи как таковой относят к эпохе раннего средневековья, а первые оборудованные станции скорой помощи были созданы еще в 1417 году в Нидерландах из-за наличия в королевстве множества каналов и большого числа утопающих. Основной задачей станций было спасение тонущих и оказание им первой помощи. В 1769 году подобные станции были открыты в Гамбурге, приблизительно в то же время — в Париже и Лондоне.
Самостоятельным учреждением скорая помощь стала после пожара в венском Рингтеатре 8 декабря 1881 года. В результате этого происшествия погибло 479 человек: пострадавшие более суток не могли получить никакой медицинской помощи, несмотря на то, что Вена в то время обладала множеством отлично оснащенных клиник. Профессор Яромир Мунди на следующий день создал Венское добровольное спасательное общество, в котором состояли пожарная и лодочная команды, а также станция скорой медицинской помощи.
Когда служба скорой помощи появилась в России
В Российской империи первая станция скорой помощи возникла в 1897 году в Варшаве, затем — в Лодзе, Вильне, Киеве, Одессе и Риге, а чуть позже — в Харькове, Санкт-Петербурге и Москве. Первые московские станции появились в столице 28 апреля 1898 года при двух полицейских участках — Сущевском и Сретенском. К ним были прикреплены по одной карете скорой помощи, оснащенные набором лекарств и других медицинских принадлежностей и инструментов. На обеих станциях работало по одному врачу, фельдшеру и санитару, которые служили на своих постах посуточно. В первые два месяца работы московская СМП образца XIX века осуществила 82 вызова, в 12 из которых медицинским специалистам пришлось забрать пациентов для срочного лечения.
Уже через год, в 1899 году станций в Москве стало пять — к уже существующим участкам прибавились Лефортовский, Таганский и Якиманский. В 1900 году станций стало шесть, а в 1902 году — семь. В 1903 году в Москве появилась отдельная карета, которая занималась извозом исключительно беременных женщин. Она забирала рожениц и отвозила в родильный приют братьев Бахрушиных. При этом город службу не финансировал, вместо чиновников занимались этим энтузиасты, готовые пожертвовать свои сбережения на всеобщее благо. Из городской казны СМП стала получать деньги только в начале XX века.
В 1908 году студенты-медики стали высказывать свое несогласие с тем фактом, что скорая помощь остается в подчинении полиции. С помощью созданного ими Общества скорой помощи они пытались изменить ситуацию, однако городские власти не спешили идти на уступки. Так и не дождавшись положительного решения от чиновников, в 1912 году энтузиасты купили автомобиль и организовали свою независимую станцию скорой помощи. Благодаря врачу Владимиру Поморцеву, автомобиль был оборудован всеми необходимыми инструментами и лекарствами.
После того, как в стране прогремела Октябрьская революция, у скорой помощи случился новый этап в истории. Первые два года новых властей не хватало на решение вопроса СМП, однако в 1919 году они занялись им основательно. Первая советская скорая помощь была открыта Московским советом рабочих депутатов. Сегодня отделение носит имя Александра Пучкова.
В 1921 году Александр Пучков начал руководить Центральным городским пунктом медицинской помощи больным сыпным тифом. После — в 1923 году мужчина стал управлять сотрудниками станции скорой помощи, открытой при Шереметьевской больнице. Именно он стал делать работу карет скорой помощи более структурированной и наполнял работу сотрудников СМП рядом правил. Сейчас многое из придуманного Пучковом продолжает оставаться основой принципов работы скорой помощи.
Уже в 1926 году скорые помощи стали выезжать к больным на дом. На этом этапе кареты были заменены на мотоциклы и автомобили. В 1927 появился новый вид скорой помощи — теперь к душевнобольным можно было экстренно вызвать психиатра.
В 1930-х годах в Москве появилось пять подстанций скорой помощи, а в 1940-м году была открыты шестая. Именно тогда на пороге Великой Отечественной войны скорая помощь стала подчиняться непосредственно Мосгорздравотделу.
В 1960-х годах скорая помощь начала активно развиваться. Так, вместо одной общей бригады при СМП появились отдельные команды для разных целей: противошоковая, токсикологическая, неврологическая, педиатрическая и кардиологическая (оказывающая первую помощь при инфарктах). Вместе с этим в столице открылось еще шесть подстанций, в сумме их стало уже двенадцать.
Когда с 1970 по 1984 годы станцией скорой помощи руководил Николай Каверин, общее число подстанций стало составлять 40 штук. Советский и российский вирусолог и доктор медицинских наук объединил московскую станцию СМП с районными пунктами «неотложки», изменил структуру работы оперативного отдела, поучаствовал в создании нескольких вспомогательных служб и ввел должности старших диспетчеров и старших эвакуаторов. Так именно за время его работы к 1984 году столичная скорая помощь стала одним из крупнейших медицинских учреждений.
Сегодня в число московской скорой помощи входит 1020 бригад, около двух тысяч врачей и более 7,5 фельдшеров. В городе открыто уже 58 подстанций и 107 мобильных постов.
Какими были первые кареты скорой помощи
Самые первые кареты скорой помощи были куплены в Париже. Проспонсировала покупку купчиха Анна Кузнецова. Благодаря такому вложению женщина увековечила свое имя в истории СМП, потому что жители Москвы стали называть медицинский транспорт каретами Кузнецовой. Так как первые кареты занимались в основном помощью тем, кто пострадал при происшествиях и загремел в полицейский покой, размещали их при полицейских участках.
Изначально кареты Кузнецовой отправлялись на довольно «мелкие» вызовы, однако 13 июля 1898 года, когда в Иерусалимском проезде обрушилась кирпичная стена, медицинский траспорт показал своли способности на полную. Так как пострадавших было очень много на вызов приехали обе кареты скорой помощи. На удивление — две бригады отлично справились с задачей и оказали экстренную помощь всем пострадавшим в ЧП.
Рассказываем, почему скорую помощь до сих пор называют каретами, хотя лошадей давно сменили самобеглые повозки