Таинственное исчезновение: куда пропала кнопка overdrive в автоматической коробке передач

Когда автоматическая коробка передач была экзотикой, рядом с селектором (а иногда и прямо на нем) можно было найти небольшую кнопку overdrive. Какую функцию она выполняла и почему исчезла?
Таинственное исчезновение: куда пропала кнопка overdrive в автоматической коробке передач
Unsplash

Разбираемся, куда делась кнопка overdrive с нынешних коробок передач

Овердрайвом называется повышающая передача в коробке – то есть та, передаточное отношение которой ниже единицы. Как правило, это высшая ступень в трансмиссии, которая включается при равномерном движении на автомагистралях и в других подобных условиях. При использовании овердрайва двигатель работает на низких оборотах, а расход топлива ощутимо снижается. Повышающей такая передача называется из-за того, что при таком передаточном числе ведомый вал вращается быстрее ведущего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На выходе такой передачи происходит повышение числа оборотов, но при этом несколько снижается величина крутящего момента, подаваемого на ведущие колса. Одновременно уменьшается число оборотов двигателя при той же скорости движения автомобиля, что позволяет при прочих равных условиях ощутимо снизить расход топлива и износ трансмиссии. Но тогда зачем отключать овердрайв?

Дело в том, что кнопка overdrive применялась на автоматических коробках передач, в которых, как правило, было всего по четыре ступени. Нажатием кнопки рядом с селектором, а то и непосредственно на нем, включение повышающей передачи можно было заблокировать – в этом случае «автомат» мог дойти лишь до третьей ступени. Как правило, это было нужно для того, чтобы коробка передач оставалась в диапазоне максимального крутящего момента.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Со временем, по мере развития современных технологий, в кнопке overdrive пропала необходимость. Вместо прежних 4-5 ступеней в нынешних «автоматах» все чаще встречается 7, 8, 9 и даже 10 передач! Причем повышающими могут быть сразу несколько из них, а не только самая высшая. К тому же «автоматы» научились адаптироваться под условия движения и даже конкретного водителя так ловко, что лишние кнопки им просто больше ни к чему.