О чем говорит шильдик 4Matic на автомобилях Mercedes-Benz
На многих автомобилях Mercedes-Benz, начиная с компактных хэтчбеков A-Class и заканчивая флагманским кроссовером GLS, можно встретить шильдик 4Matic. Эта эмблема указывает на то, что машина оснащена полным приводом. Расшифровывается 4Matic как «4 Wheel Drive and Automatic», что в переводе с английского означает «Привод на 4 колеса и автоматическая трансмиссия».
Сегодня в России существует аналог зарубежной системы полного привода. Существуют разные: AWD, (4WD или 4x4). Нас интересует последний. Шильдик 4WD («four Wheel Drive») означает, что привод включается вручную (а в новых моделях еще и автоматически) на все 4 колеса. В системе 4x4 присутствует специальная раздаточная коробка, с помощью которой можно увеличить крутящий момент на колесах. Благодаря этому можно гораздо проще преодолевать бездорожье.
Вернёмся к 4Matic. Эта система подразделяется на три категории автомобилей, на которых она устанавливается.
- Легковые. В этой категории задним колесам уделяется больше нагрузки, чем передним. «Околозадний привод» осуществляется в процентном соотношении 65% на 35%.
- Паркетник или внедорожник. Здесь все поровну. И задние, и передние колеса получают по 50% нагрузки.
- Люксовые модели. В этом классе автомобилей разница между задними и передними колесами почти неощутима. Но всё же чуть больше половины нагрузки отводится под задние колеса (55%).
Как работает система 4Matic
Основной принцип работы системы 4Matic заключается в том, что крутящая сила двигателя распределяется отдельно на каждую ось автомобиля. В этом помогают различные датчики: антипробуксовочной системы и функции сохранения постоянной скорости при спуске по склону.
Датчики передают информацию о поверхности, а система анализирует, сколько нагрузки нужно дать тому или иному колесу. С 4Matic преодолеть можно и снег, и лед, и песок с гравием. Не говоря уже про лужи.
Преимущества 4Matic
Главным преимуществом системы 4Matic над другими системами является ее «умная» технология. Если вы ехали на автомобиле и угодили в «грязную и безвыездную» ситуацию, выходить и толкать машину не придется. Потому что система блокирует три проворачивающихся колеса и переносит все усилия на четвертое. Так вы сможете выехать без буксировки.
Среди плюсов автомобилей с 4Matic также выделим:
- Упрощенное управление на зимней дороге;
- Высокую подвеску;
- Противодействие заносам.
История 4Matic
Система 4Matic (читается как «фир-матик») появилась в 1987 году — технологию полного привода для своих автомобилей Mercedes-Benz разрабатывал совместно с компанией Steyr-Daimler-Puch, которая выпускала внедорожник Mercedes-Benz G-Class. С тех пор 4Matic сменил несколько поколений.
Первое поколение 4Matic
Все началось с первой установки этой системы на E-класс, а именно — на модель W124. Система 4Matic 1-го поколения изначально представляла собой сложную систему с электронным управлением и автоматическим включением полного привода (4WD), в которой использовалась блокировка центрального и заднего дифференциалов для улучшения поведения автомобиля на скользкой дороге. Выделим преимущества и недостатки первого поколения 4Matic.
Плюсы:
- Экономия топлива. Когда полный привод был не нужен, нагрузка уходила только на задние колеса, что уменьшало расход.
- Прочность деталей. Муфты практически не стирались, когда приходилось буксовать. Потому что они были сделаны из особенно крепких материалов.
Минусы:
- Неэффективность. Тот привод, который подключался, был несравним с постоянным приводом по работе.
- Низкая проходимость. Вроде бы внедорожник, а вне дорог ездил он не без того, чтобы «сесть в лужу».
- Высокая стоимость обслуживания. Если на первом 4Matic что-то ломалось, владельцу автомобиля приходилось залезать в шкаф за деньгами «на черный день».
Второе поколение 4Matic
В 1998 году появилась система 4Matic уже 2-го поколения. Впервые ее встретили на модели W210. Тогда использовался постоянный полный привод с тремя дифференциалами, управляла которыми система ETS (Electronic Traction System) и помогала ей ABS, подтормаживая колёса, теряющие сцепление с дорогой. И тогда было понятно, чем система полного привода нового поколения превосходила старую, а в чем, напротив, ей уступала.
Плюсы:
- Относительно недорогое обслуживание. Ремонт уже не стоил тех денег, каких требовал 4Matic первого поколения. Все благодаря упрощению механизма.
- Относительно большая проходимость. Теперь постоянный привод позволял проезжать там, где 4Matic первого поколения не справлялся.
Минусы:
- Увеличенный расход топлива. Теперь нужно было тратить ресурсы на все четыре колеса.
- Износ всех частей автомобиля. За счет постоянного полного привода работали все разделы системы.
Третье поколение 4Matic
3-е поколение 4Matic было представлено в 2002 году сразу на нескольких автомобилях: C, E и S классов. Предыдущая версия была удачной, поэтому создатели решили не начинать сначала, а усовершенствовать модель 2-го поколения. Это был постоянный полный привод, в котором с помощью сложной системы электроника постоянно отслеживала состояние колёс и подавала на каждое из них оптимальную тягу.
Плюсы:
- Высокая проходимость. Она выросла по сравнению с предыдущей приблизительно на 35%.
- Высокий контроль за происходящим на дороге. Теперь заносы, резкие повороты не могли «выбить из колеи» водителя.
Минусы:
- Подвеска. Некоторые детали стали уже не такими прочными. В частности, стойки стабилизаторов на автомобилях 4Matic 3-го поколения могут выдержать не более 150 тысяч километров.
- Электроника. Она часто выходила из строя. Например, блок SAM не мог снова начать работать как положено даже при банальном съеме клемм аккумулятора.
Четвертое поколение 4Matic
4-е поколение полного привода Mercedes-Benz дебютировало в 2006 году под названием 4Matic+. Ключевым отличием этого решения была возможность передавать до 100% доступного крутящего момента двигателя на переднюю или заднюю ось.
Плюсы:
- Электронное управление системой. Это более удобно по сравнению с предыдущей версией 4Matic.
- Исправлены минусы 2-го поколения.
Минусы:
- Высокая стоимость автомобиля.
Пятое поколение 4Matic
С 2016 года для мощных автомобилей фирменного бренда AMG используется система AMG Performance 4Matic+, особенностью которой являются не только скорость работы, но и особый Drift Mode — в этом режиме машина превращается в заднеприводную и вся тяга идёт на заднюю ось. Создатели планируют в будущем сделать так, чтобы управление системой производилось не рычагом, а кнопками.
Плюсы:
- Полное управление нагрузкой на колеса.
- Возможность полностью отключить передний привод. Зачем он нужен, если вы едете по гладкой дороге?
- Система включается только тогда, когда нужно, и работает ровно столько, сколько необходимо.
- Скорость отклика системы. Не нужно бояться, что система не среагирует на ваши действия.
- Вес системы. Теперь автомобиль стал легче.
- Эффективность. 4Matic+ работает, как часы и выдает максимум при минимальной затрате ресурсов.
Минусы:
- Почему автомобили с 4Matic+ до сих пор не летают?
Таким образом, 4Matic — это просто фирменное обозначение полного привода автомобилей Mercedes-Benz со своими ноу-хау и другими «фишками», которые и отличают 4Matic от других технических решений полного привода.
Обозначение 4Matic — это маркировка полного привода автомобилей Mercedes-Benz, который с момента появления сменил уже несколько версий.