Что означает «нулевая» вязкость моторного масла
Минеральные моторные масла когда-то были предназначены для довольно узкого диапазона температур: их основа просто не позволяла добиться оптимальной работы круглый год. Разработанная Обществом автомобильных инженеров (SAE) классификация моторного масла по вязкости описывала способность создавать смазывающую плёнку при определённой температуре. Она разделяла моторные масла на одиннадцать классов вязкости: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50 и 60. Классы, которые обозначены латинской буквой W, являются зимними, остальные – летними.
Масла с классом вязкости выше SAE 60 относятся уже к трансмиссионным. Но современные масла на синтетической основе – совсем другое дело. В настоящее время почти все они являются всесезонными и в их обозначении указываются оба класса – зимний и летний. К примеру, маркировка 5W30 означает, что вязкость данного масла соответствует зимнему классу 5W и летнему классу 30. Чем больше разница между зимним и летним классами, тем шире диапазон рабочих температур, при котором параметры масла остаются достаточно стабильными, чтобы обеспечивать расчётный ресурс работы двигателя.
Следует помнить, что число не указывает на конкретную температуру, то есть маркировка 5W40 не означает, что масло применимо при температуре от -5 до +40 градусов. Каждому числу соответствуют совсем другие температуры: 0W – -35°С; 5W – -30°С; 10W – -25°С; 15W – -20°С; 20W – -15°С; 30 – +20°С; 40 – +35°С; 50 – 50°С; и 60 – выше +50°С. Таким образом, «нулевая» вязкость на самом деле нужна для уверенной работы при температурах ниже 30 градусов мороза. Важно, что высокая вязкость моторного масла обеспечивает надёжную смазку двигателя, но увеличивает потери на трение.
Так для какой же температуры окружающей среды предназначено масло с «нулевой» вязкостью?