Почему дизельный двигатель работает громче, чем бензиновый?

Дизельный мотор расходует гораздо меньше топлива, чем бензиновый, однако работает он всегда с характерным звуком и вибрацией. Но почему дизель громко шумит?
Почему дизельный двигатель работает громче, чем бензиновый?
Pixabay

Что заставляет дизельные моторы так тарахтеть и трястись?

Следует признать – в плане комфорта среднестатистический дизельный двигатель проигрывает бензиновому мотору. У него, как правило, присутствует характерное «тракторное» тарахтение и низкочастотные вибрации при работе. Что делать, если дизель громко работает на холостых, и почему этих недостатков лишен бензиновый двигатель?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шумная работа дизеля связана с его конструкцией

Дело в том, что у этих двигателей конструкции на самом деле довольно существенно отличаются. Громкая работа дизеля — его шумность и вибронагруженность — объясняется особенностями его устройства — в том числе высокой степенью сжатия и отсутствием свечей зажигания в их традиционном понимании.

Шумная работа дизеля обусловлена особенностями его конструкции
Шумная работа дизеля обусловлена особенностями его конструкции
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У дизельного мотора иная схема приготовления топливовоздушной смеси: если у бензинового двигателя бензин и воздух смешиваются заранее и смесь впрыскивается в цилиндр в готовом виде, то у мотора на тяжелом топливе сначала сжимается воздух, а затем в камеру сгорания впрыскивается солярка – уже в конечной фазе сжатия. Время, отведенное на смесеобразование и воспламенение, гораздо меньше, чем в бензиновых агрегатах, из-за чего дизель громко работает на холодную.

Бензиновые моторы могут похвастать степенью сжатия топливовоздушной смеси в камере сгорания около 12:1, тогда как у дизельных двигателей этот параметр порой достигает 18:1 – воздух сжимается гораздо сильнее и при воспламенении выделяется больше энергии. Благодаря этому мотор на тяжелом топливе выдает гораздо больший крутящий момент, однако часть этой энергии создает колебания второго порядка. Это является одной из причин громкой работы дизельного двигателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Громкая работа дизеля: другие причины

Одним из объяснений того, почему дизель громко работает, могут быть и различные неполадки. Они могут возникнуть из-за некачественного топлива, а также загрязнения моторного масла и фильтра. При увеличении клапанных зазоров и износе гидрокомпенсаторов также могут возникнуть громкие шумы в дизеле.

Если дизель стал громче работать, причины этого также могут заключаться в следующем:

  • стук одного или нескольких шатунов из-за большого зазора в шатунной рейке
  • ранний впрыск топлива, который ведет к более ранней детонации в камере сгорания
  • износ, разрыв или деформация опорных подушек дизельного двигателя
Громкая работа дизельного двигателя может быть следствием неполадок
Громкая работа дизельного двигателя может быть следствием неполадок
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоит отметить, что современные дизельные моторы обладают действительно выдающимися характеристиками и почти полностью избавлены от тарахтения и вибраций, которые тоже отвечают за громкую работу дизеля. Этого удалось достичь обильным применением шумоизоляции, установкой гидроопор и прочих противовесов. Зато низкий расход топлива и высокий крутящий момент с низких оборотов никуда не делись. Хотя, конечно, надёжность и экологичность современных турбодизелей – вопрос отдельный.