Почему цвета светофора – красный, жёлтый и зелёный
Каждый день светофоры проводят черту безопасности между миром машин и миром пешеходов. Они стали такой привычной частью нашей жизни, что мы редко задумываемся, почему они именно такие — с красным, зеленым и желтым светом. Почему эти цвета стали символами «стоп», «жди» и «иди»? Кажется очевидным, но за этими цветами скрывается интересная история. Давайте разберемся, как и почему появились такие правила для светофоров.
Как появился первый светофор
Первый светофор установили 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента для регулировки движения гужевого транспорта в темное время суток. Газовые фонари на столбе светили тускло, поэтому днем использовали обычный семафор с крыльями. Изобретатель светофора инженер Джон Найт был специалистом по железнодорожным семафорам, поэтому он позаимствовал для него два цвета из трех, применявшихся на британских железных дорогах: красный, зеленый и белый.
Белый цвет был исключен за ненадобностью и в светофоре остались только красный и зеленый цвета. 2 января 1869 года из-за утечки газа фонарь светофора взорвался, в результате чего управлявший им полицейский получил ожог лица. После этого происшествия светофоры в Европе были запрещены. Первый в мире автоматический светофор был разработан в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго, а изобретателем электрического светофора в его нынешнем виде считают Лестера Вайра из Солт-Лейк-Сити.
В 1910 году в Чикаго Эрнст Сиррин представил более продвинутую модель светофора по сравнению с устройством Найта. Это был первый автоматический регулятор движения, который использовал надписи «Stop» и «Proceed». Знаки указывали водителям, когда нужно остановиться, а когда можно продолжать движение. Однако у этого устройства был значительный недостаток — оно не имело подсветки, что делало его абсолютно бесполезным ночью или в условиях плохой видимости.
В 1912 году все тот же Лестер Вайт сделал светофор с двумя круглыми электрическими сигналами красного и зеленого цвета. Через пару лет, в 1914 году, в Кливленде инженер Джеймс Хог создал и установил первые четыре электрических светофора. Эти устройства не только использовали световые сигналы, но и сопровождались звуковыми предупреждениями. Управляли светофорами полицейские, которые находились в будке рядом с перекрестком и вручную контролировали их работу.
В 1920 году в Детройте и Нью-Йорке появились трехцветные светофоры: между красным и зеленым добавился желтый — с оглядкой на опыт железных дорог, которые к тому времени стали использовать его вместо белого. Но есть и ещё один нюанс: чем длиннее световая волна, тем слабее свет рассеивается молекулами воздуха, капельками воды и прочими частицами.
Первый светофор в Советском Союзе появился в Ленинграде 15 января 1930 года — на пересечении Невского и Литейного проспектов, которые в то время назывались проспект 25 Октября и улица Володарского. Это был настоящий прорыв в организации движения, хотя поначалу такое новшество многим казалось непривычным. Не прошло и года, как светофоры добрались до Москвы. В столице первый светофор установили 30 декабря того же 1930 года в качестве эксперимента на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост. Хотя внешне он напоминал современные, но управление осуществлялось вручную.
Через два года эксперимент повторили на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная. Этот опыт показал, что светофоры действительно могут облегчить регулирование уличного движения. К концу 1933 года тесты успешно завершились, и светофоры стали постепенно появляться в других городах страны.
К середине 30-х годов почти все светофоры в СССР приобрели привычный внешний вид с тремя цветными секциями. Однако в начале их использования красный и зеленый были расположены иначе: первый находился внизу, а второй — наверху. Но в 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении, и светофоры были приведены в соответствие с мировыми стандартами, где красный сигнал располагался вверху, а зеленый внизу.
Этот переход был важным шагом, так как унифицировал правила дорожного движения, что облегчило водителям путешествия не только внутри страны, но и за ее пределами.
Почему светофор красный, желтый и зеленый?
Поздние светофоры уже строились на основе общепринятых цветовых сигналов, однако вначале выбор цветов был не случаен. Красный был выбран не просто так: этот цвет ассоциируется с опасностью и тревогой, поэтому интуитивно воспринимается как запретный сигнал. Зеленый, напротив, символизирует спокойствие и безопасность, поэтому ему доверили функцию разрешающего сигнала. Желтый стал промежуточным предупреждающим цветом, который изначально в железнодорожных системах был белым, но позже стал желтым для большей контрастности и безопасности. А что говорит наука?
Почему запрещающий цвет светофора именно красный?
Когда мы видим красный цвет, он сразу ассоциируется с опасностью. Но почему именно его выбрали для остановки движения? Оказывается, все дело в видимости на больших расстояниях. В 1871 году был открыт закон Рэлея, согласно которому свет с более длинной волной рассеивается меньше. А у красного цвета длина волны самая большая среди видимых цветов — от 620 до 740 нанометров. Хотя это открытие появилось позже первого светофора, выбор красного был сделан на основе опыта железнодорожного транспорта. Создателем первого автоматического регулировщика движения и был Джон Найт, который работал инженером на железной дороге.
Почему предупреждающий цвет светофора именно желтый?
Желтый цвет занимает второе место по видимости после красного, согласно закону Рэлея, ведь его длина волны составляет 570–590 нанометров. Оранжевые оттенки заметны еще лучше, поэтому современные светофоры иногда используют именно такой вариант желтого. Интересно, что первый светофор с тремя цветами запатентовал Гаррет Морган в 1923 году. Позже он продал патент компании General Electric за 40 тысяч долларов. Легенда гласит, что Морган стал свидетелем аварии и осознал: водителям не хватает времени, чтобы остановиться перед сменой на красный свет. Это и стало причиной появления третьего сигнала.
Примечательно, что в некоторых странах до 90-х годов прошлого века желтый использовали вместо красного. В темное время суток, особенно в плохо освещенных местах, красный сигнал был недостаточно заметен для водителей. Но с появлением светодиодных технологий красный снова вернулся к своей привычной функции, а желтый продолжил выполнять роль предупреждающего знака.
Почему разрешающий цвет светофора именно зеленый?
Зеленый цвет имеет длину волны 495–570 нанометров, что меньше по сравнению с красным и желтым. Поэтому его заметно хуже, но другие цвета все равно ему проигрывают. Интересно, что в Японии в некоторых светофорах зеленый цвет заменен синим. Это связано с тем, что в японском языке раньше использовался один и тот же иероглиф для обозначения как зеленого, так и синего цветов.
Все дело в железных дорогах. И не только