«Старт»: потрясающий советский автомобиль с трудной судьбой

Во-первых, это красиво. Да, в Советском Союзе ни секса, ни автомобильного дизайна не было. Но вы посмотрите на этот уникальный вэн — перед вами не какая-нибудь американская классика, это невероятно красивый и с точки зрения автомобиля сексуальный микроавтобус made in USSR! И пусть за рулем удобно только гусенице, а по качеству стеклопластиковый кузов чуть лучше парника на даче. Попытка советских романтиков из 1960-х перепрыгнуть систему была настоящим подвигом. Жаль, попытка та не удалась...
«Старт»: потрясающий советский автомобиль с трудной судьбой
Wikimedia

Думаете, этот автомобиль построили технари-энтузиасты НАМИ или специальный отдел какого-нибудь монстра, вроде ГАЗа? Как бы не так! Вся эта нетипичная для Советов середины прошлого века красота появилась на свет в стенах Северодонецкой Авторемонтной базы (САРБ). Все началось с человека весьма деятельного и активного — А.С. Антонова. Будучи начальником Луганского совнархоза, он сначала задумал построить прицеп-дачу, для создания которой подключил Северодонецкое производственное объединение «Стеклопластик». Задумку быстро и успешно осуществили, и Антонов понял — стеклопластиковую тему надо развивать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В СССР в те годы остро ощущался дефицит микроавтобусов. Их попросту не было! Но одно дело построить прицеп-дачу, совсем другое — полноценный автомобиль. К делу подошли со всей серьезностью: автомобиль должен был быть максимально ремонтопригодным и красивым настолько, чтоб даже за кордоном все ахнули. В качестве основы выбрали 21-ю «Волгу» — беспроигрышный вариант. Запчастей на этот автомобиль было предостаточно, особенно в закромах рембазы. Да и 70-сильный 2,4-литровый двигатель ЗМЗ-21А, и 3-ступенчатая механика, и независимая пружинная передняя с зависимой рессорной задней подвеской — конструкция простая, изученная вдоль и поперек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За дизайн ответственным назначили художника-конструктора Ю.И. Андроса. И не прогадали! Маэстро создал шикарный для своего времени дизайн не только по меркам Советского Союза, но и всего остального куда более развитого автомобильного мира. Получивший типичное для того времени имя «Старт», автомобиль клал на лопатки многих современников по всему миру: сдвоенная оптика с характерными «бровями», невероятные плавники, чудаковатой формы боковые стекла и, конечно же, уникальный багажник, на манер седанов отделенный от пассажирской части автомобиля. Отыщите хотя бы еще один микроавтобус с двухобъемной компоновкой — не выйдет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дизайн дизайном, а автомобиль должен быть еще и удобным. И вот тут к «Старту» было много претензий. Водитель сидел в совершенно неестественной позе: руль упирался в живот даже тех рулевых, у которых его отродясь не было, педальный узел слишком близко располагался к сидению, так что водитель сводил к минимуму переключения передач. И да, у «Старта» не было боковых зеркал — сдавать задом на автомобиле длиной 5,5 метров, да еще и с таким торчащим трюмом та еще задачка. Доступ к двигателю осуществлялся из салона, что тоже, мягко говоря, неудобно, за то на так называемом капоте сварганили столик. Автомобиль был рассчитан на десять человек, и это здорово. Но единственная дверь в пассажирскую часть салона и не самая удачная с точки зрения эргономики компоновка салона вызывали множество споров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да к черту эргономику, «Старт» сногсшибателен, а за это многое можно простить. Конечно, технология изготовления не была простой, автоматизацией тут и не пахло. Кузов скорлупного типа из стеклопластика выклеивалался внутри специальной шестиразъемной матрицы за один технологический прием вручную, контактным формованием. После этого в нее вклеивались усилители боковин, крыши, проемов окон и дверей. Для пущей жесткости в кузове имелись металлические закладные элементы, на которые крепились пол и двери.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый автомобиль собрали в конце 1963 года, аккурат к заседанию коллегии Госкомитета автопрома СССР, и отправили прямиком в Москву. Столица «Старт» отлично встретила — сам генсек Никита Сергеевич Хрущев одобрительно цокал языком. В общем, успех. Министр автомобильной промышленности СССР приказал Горьковскому автопредприятию отправить на Северодонецкую рембазу полсотни шасси ГАЗ-21.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все бы у «Старта» сложилось, но в 1964 году Хрущева сместил Брежнев, вскоре распустили совнархозы. Кроме тех пятидесяти шасси «двадцать первой» новых машинокомплектов САРБ больше не получил, а для постройки очередных экземпляров рембазе приходилось использовать списанные «Волги».

Во второй половине 1965 года специалисты НАМИ испытали «Старт» на Дмитровском полигоне. Это был провал: футуристичный микроавтобус подвергся шквалу критики испытателей. Добил «Старт» появившийся в те годы РАФ-977 — не такой стильный, но куда более практичный, надежный и, что главное, дешевый микроавтобус. Возиться со стеклопластиком никто не горел желанием — дело это затратное и хлопотное. Вдобавок, как показала практика, кузов «Старта» от перепадов температур коробило, так что на его фоне страшненький, но цельнометаллический «Рафик» выглядел куда предпочтительнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всего было произведено не более полутора сотен стеклопластиковых микроавтобусов. Выпуск в конце 1960-х пытались наладить на Коростенском ремзаводе и Луганском автосборочном заводе, но все тщетно — доктор сказал в морг, значит в морг. Тем не менее, «Старт» навсегда останется лучшим микроавтобусом своего времени, хоть и сырым с инженерной точки зрения...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ